|
Компания на Большом Каретном жила шумно
и весело. Иногда заканчивались деньги и тогда самым спасительным
средством было сдать бутылки. Известный анекдот того времени,
где один алкаш пил, пил..., потом бутылки сдал и машину купил
- был не таким уж фантастичным, так как пустая тара в доперестроечные
времена действительно что-то стоила и очень часто ее берегли
на "черный день" не только нищие и экономные старушки.
Однажды утром Толик Утевский и Володя решили сдать бутылки.
Посуду они положили в рюкзаки, которые надели на плечи, и
отправились в "скорбный" путь.
Впереди них, романтично взявшись
за руки, шла пара. На плечах - тоже рюкзаки.
- Вы в поход?.. - спрашивает
Володя, - А куда?..
- Мы едем в Отрадное!.. А вы
далеко?
- Нет, нам намного ближе! -
произнес Высоцкий, сворачивая с другом в подворотню к приемному
пункту.
Иногда в квартире Кочаряна
находилось столько людей, что и прислониться было негде, не
то что уснуть. Когда-то именно в такой момент пришел Володя.
Левон Кочарян, не долго думая, положил его в ванной. Стелить
было нечего - потому налил теплой воды, а под подбородок подставил
дощечку, чтобы во сне не захлебнулся. Всю ночь Кочарян бегал
подливал Высоцкому горячую воду, чтобы тот не простудился.
Утром Володя проснулся веселый: и спать можно, и чистый!
Как вспоминает Артур Сергеевич
Макаров, в их компании было принято выпивать, но: "Мы не пили
тупо, не пили для того, чтобы опьянеть. Была нормальная форма
общения, подкрепляемая дозами разного рода напитков. К определенным
датам - особенно ко дням рождения кого-то из нас - мы всегда
готовили какой-то капустник. Это разыгрывалось нами самими,
да еще записывалось попутно на магнитофон, когда он у нас
появился. А появился он так. Возник период, когда материальные
дела наши стали настолько плохи, что пришлось посягнуть на
святая святых - наше жилище. Рыдая, мы разрешили Кочаряну
сдать на время (на полгода) его квартиру. Это означало, что
всем нам придется на это время фактически остаться без крова
и поселились у Володи Акимова... Он жил в коммунальной квартире,
в огромной 40-метровой комнате, окна которой выходили во двор.
Комната была заставлена старинной мебелью, на стене висела
каска с надписью "Если завтра война?", бурка отца и его шашка.
Так мы жили довольно долго, пока кризис не стал всеобъемлющим.
И тогда мы уговорили Володю обменять эту 40-метровую комнату
на меньшую... в счет доплаты нам дали старый магнитофон, кажется
"Спалис", едва работающий. Вот так у нас появился магнитофон".
В этой компании многие любили
петь, играли на гитаре. Исполняли народные песни, романсы,
военные песни, так называемые блатные. Главными певцами были
Олег Стриженов, Игорь Кохановский, Евгений Урбанский, и только
со временем Владимир Высоцкий стал составлять им конкуренцию
и затмил своими песнями. В 30-кассетном сборнике песен Владимира
Высоцкого, выпущенного в 1996 году фирмой MOROZ RECORDS, есть
достаточно большое количество композиций, взятых из народного
фольклора, творчества других авторов, записаны они именно
в начале в начале 60-х годов. Здесь и "Тихорецкая" М. Таривердиева
и М. Львовского, и "Товарищ Сталин" Ю.Алешковского, еврейские,
одесские припевки и известная "Таганка". Пел также в то время
Владимир Высоцкий и песню своего школьного друга Игоря Кохановского
"Бабье лето" (1961). В ней передается то романтичное настроение,
которое нередко бывало в компании на Большом Каретном:
Клены выкрасили город
Колдовским каким-то цветом -
Значит скоро, значит скоро
Бабье лето, бабье лето.
Значит скоро, значит скоро
Бабье лето, бабе лето.
Что так быстро тают листья?
Ничего мне не понятно.
А я ловлю, как эти листья,
Наши даты, наши даты.
А я ловлю, как эти листья,
Наши даты, наши даты.
Только вот ругает мама,
Что меня ночами нету,
Что я слишком часто пьяный
Бабьим летом, бабьим летом.
Что я слишком часто пьяный
Бабьим летом, бабьим летом...
В.Высоцкий с И.Кохановским.
Эту песню Владимир
Высоцкий исполнял всегда в "первом варианте", как он говорил:"...Не
то, что поет Шульженко по радио - потому что... та мелодия хуже
(хотя это и делал профессиональный композитор), а для этой песни
нужна... все-таки такая мелодия, какую пели мы и которую, наверное,
поют все...в компании".
Первые песни Владимира Высоцкого,
как правило, имели конкретный адрес, были вызваны каким-то случаем,
поводом. Например, фраза: "Что же ты, зараза... недавно головой
быка убил..." о Левоне Кочаряне. А. Б. Утевский вспоминает:
"Лева был очень справедливым человеком. Если в его присутствии
кого-то обежали, он немедленно бросался на защиту. Лева хорошо
дрался головой, он, действительно, как бык, шел напролом...
Никогда не забуду случай... Мы шли втроем по улице Горького,
к нам пристали несколько пьяных парней. Мы их побили, вернее
не мы, а один Лева. Но в милицию забрали нас, и забрали, как
мы считали, совершенно несправедливо... Но был составлен протокол.
Когда Леве дали его подписать, он взял этот протокол и съел!
Составили второй протокол, а Леве в руки его не дают. Но он
все-таки сумел его вырвать и проглотить. Милиционерам это надоело:
"Идите отсюда к чертовой матери! Едоки бумаги!.."
Или фраза: "Бить человека по
лицу я с детства не могу..." была обязана своим появлением следующему
случаю. Владимир Высоцкий, Артур Макаров и Михаил Туманишвили
ехали в троллейбусе. На старой Арбатской площади в салон зашла
большая компания, и кто-то из них имел неосторожность грубо
приставать к девушке. Миша заступился, и кончилось это коротким
спором и дракой. На Арбатской площади потасовка продолжилась.
Силы были неравны, и потому Высоцкому, Макарову и Туманишвили
с трудом удавалось избежать свистящих кулаков. Миша стоял за
спиной у Артура и тот, не ожидая удара сзади, разбирался с передними,
но вдруг получил сильный удар из-за спины...
Когда драка закончилась, он спросил
Туманишвили:
- Как же так - ты был сзади и
мне оттуда навесили? Как это называется?
Миша ответил:
- Артур! Люди разные. Ты без
размышления можешь ударить любого, а я с детства не могу бить
человека по лицу!
Владимир громко рассмеялся:
- Миша, родной! О таких вещах
заранее предупреждать надо!..
А песня "Большой Каретный" (1962),
как отмечалось выше в воспоминаниях И.В.Кохановского, была подарена
Высоцким, посвящена Анатолию Утевскому, который уже тогда работал
в МУРе и имел "черный пистолет". В 1961 году он переехал с Большого
Каретного в новую квартиру, поэтому именно ему адресовано: "Нет,
нет, да по Каретному пройдешь...". Припев этой песни долгие
годы задорно звенел на московских улицах:
Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
А где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
А где твой черный пистолет?
На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
В.Высоцкий на Большом Карктном.
Весна 1955 г
- Его знает и современное
поколение семнадцатилетних.
Еще одна песня - "Мой друг уехал
в Магадан" была создана по поводу отъезда Игоря Кохановского
летом 1965 года в Магадан. Он решил все бросить и уехать поработать
в газете "Магаданский комсомолец". Накануне отъезда состоялись
скромные проводы, и тогда Владимир Высоцкий принес эту стилизованную
под блатную песню:
Мой друг уехал в Магадан -
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам -
Не по этапу, не по этапу.
Не то чтоб другу не везло,
Не что кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак -
А просто так! А просто так!
Я знаю, кто-то скажет: "Зря!",
Как так решиться - всего лишиться.
Ведь там сплошные лагеря,
А в них убийцы, а в них убийцы.
Ответил он: "Не верь молве!
Их там не больше, чем в Москве".
- Потом уложит чемодан
И в Магадан, и в Магадан...
Закончить рассказ о
компании на Большом Каретном нам хочется словами Владимира Высоцкого,
сказанные им на одном из концертных выступлений:
"...Это было самое запомнившееся
время моей жизни. Позже мы все разбрелись, растерялись... Но
все равно я убежден, что каждый из нас это время отметил...
Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали
в одну секунду, где бы ни были; понимали по жесту, по движению
глаз - вот такая была притирка друг к другу. И была атмосфера
такой преданности и раскованности - друг - другу мы были преданы
по- настоящему... Сейчас уже нету таких компаний: или из-за
того, что все засуетились, или больше дел стало, может быть...".
Наверх
|
|