"Я играл в фильме "713-й просит посадку". Там
по сюжету усыпили команду летчиков /.../. Я приставал к кому-то,
помню, а потом врывался в кабину к летчикам и пытался посадить
самолет на воду. А меня за это отшвыривал [актер] Отар Коберидзе
и бил".
Высоцкий
В. Выступление в Центральном доме культуры. Усть-Каменогорск,
14 октября 1970 года.
"А человек он восточного темперамента, у него глаз загорался
сразу нехорошим огнем. Я так смотрю и думаю; "Сейчас убьет,
точно..." Режиссер все время говорил, что искусство требует
жертв, так что я вот опять снова был жертвой. Ну, как видите,
остался жив, все кончилось благополучно. Но с тех пор я всегда
сценарии выбираю - смотрю, кто там кого бьет".
Высоцкий
В. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск,
октябрь 1970 года.
"В "713-м..." Володя снимался впервые, до этого
где-то мелькал в массовке. А тут - небольшая, но через весь
фильм роль американского моряка. Он был робок, обаятелен и беззаветно
предан работе. В нем что-то было, какая-то зреющая сила, которой
он еще сам не осознал и никто не угадал. Помню, как он настоятельно
и отважно подставлял подбородок Отару Коберидзе под удар (удар
"американским" не получался), а на следующий день
едва шевелил челюстью".
Из воспоминаний
кинорежиссера Григория Георгиевича Никулина, Саратовская область,
киноэкспедиция, 6 июля 1987 года.
"Мы встретились на картине "713-й просит посадку".
Володя был тогда юн, но тратил энергию не по-юношески. Каждое
утро, перед выездом на съемку, он обязательно звонил мне в номер
и начинал читать новый стих, закончив, добавлял: "Ну, батя,
заслужил я завтрак иди нет?"
Съемки были тяжелые, ночные, и непроизвольно я задавал вопрос:
"Когда же ты успел написать, Володя?" Он начинал хохотать
с хрипотцой, прекращая мой восторг: "Я жду тебя в буфете!"
Вододе почему-то не нравилось называть меня по отчеству. При
всем при том он хотел приблизиться: желание иметь близкого друга,
кому было бы излить горячую свою душу - тогда он был влюблен!
Я был старше его, фронтовая жизнь прошла, оставив рубцы, и рубашек
стертых было больше.
В один прекрасный день не последовал привычный утренний звонок.
Я позвонил ему и спросил: "В чем дело?" Он ответил:
"Мне плохо". Я быстро поднялся к нему и чем мог помог.
Он себя неважно чувствовал. Я просил беречь себя. "Спасибо,
батя!" Он первый раз [тогда] произнес это слово. Вот так
я стал для него Батей.
Мы допоздна засиживались в беседах - чудесный был рассказчик.
После очередного рассказа я спрашивал: "Это было или придумал?"
- "Понравилось?" - "Очень!" - "Ну вот,
вспомнишь мои рассказы в моих стихах!" И каждый раз, когда
я слушаю записи,- вспоминаю его юность, начало взрыва его творчества.
В одной из сцен во время съемок я должен был его ударить. Я
создавал иллюзию удара, так как сделать это по-настоящему не
мог. Володя подошел ко мне и на ухо сказал: "Батя, влепи
мне по-настоящему, тебе я разрешаю"... Позже он напишет
мне об этом на фото...
...Мы оба хотели встретиться еще раз в кино, но не посчастливилось
/.../. Сейчас я понимаю, анализируя прошлое, что его жизнь была
борьбой за жизнь /.../. Мы с вами жили рядом с большим поэтом
и не уберегли его. Посмертное признание его - это победа добра,
чему он и посвятил свою короткую, вул-канной лавой выплеснутую
жизнь".
. Из
воспоминаний народного артиста СССР, народного артиста Абхазской
АССР, актера и режиссера Отара Леонтьевича Коберидзе, 20 ноября
1987 года.
"Где-то ближе к середине 1961 года нас пригласили - меня
и Володю - на пробы в фильм "713-й просит посадку".(
"Ленфильм", 1962, режиссер Г. Никулин, роль: американский
морской пехотинец; фильм вышел на экраны 5 марта 1962 года).
Причем пригласили порознь: сначала его, потом меня иди наоборот
- неважно. Главное, что на роль взяли Володю. Причем мы были
настолько с ним дружны, что никакого другого чувства, кроме
чувства радости по поводу его утверждения, у меня не возникло.
И он начал ездить в Ленинград, сниматься",
. Из
интервью Б. Акимова с кинорежиссером Михаилом Иосифовичем Туманишвили.
Москва, 20 января 1988 года.
"Уверен ли я, что это было лето? Абсолютно. И вот почему:
в начале 1961 года я был приглашен на "Ленфильм" на
роль космонавта (тогда впервые снимался фильм о космонавтах)
в картину "Самые первые". Работали мы уже месяца два,
и вдруг полетел Гагарин. Фильм, естественно, сразу приостановили,
потому что задуман он был как художественно-фантастический,
а тут появилась реальность. Пока создатели
картины консультировались, дорабатывали замысел, вносили изменения
в сценарий, прошло еще месяца полтора, и лишь в конце мая мы
возобновили съемки. И вот тут появился Володя. Он прилетел сперва
на пробы, а потом еще несколько раз - уже сниматься, причем
прилетел налегке, в своем знаменитом пиджаке, во внутренних
карманах которого неизменно были зубная щетка и паста - весь
его багаж. Появлялись они почти всегда вместе с Александром
Стрельниковым, который тогда играл, как и Володя, в театре Пушкина.
Их одновременно отпускали на съемки: Саша прилетал к нам на
фильм, а Володя - на "713-й..."
. Из
интервью Б. Акимова с актером и режиссером Игорем Борисовичем
Пушкаревым. Москва, 6 февраля 1988 года.
Статьи:
" 713 -й просит посадку".