|
"713
- й просит посадку"
В картине "713-й просит посадку" где я работала вторым
режиссером, в мои обязанности входил подбор актеров. Только
в этом качестве я и была знакома с Володей, но до сих
пор отношусь к нему с огромным уважением.
Как-то я была в Московском театре Пушкина и обратила внимание
на молодого человека с гитарой - у него было очень любопытное,
неординарное лицо. Если честно говорить, я даже не помню,
в каком спектакле я его видела ,- у него там была проходная
роль. Вот так я и познакомилась с актером этого театра
Володей Высоцким, записала его координаты и сказала, что
обязательно вызову его на пробу. Всё - непременно. С этим
мы и распрощались.
Там же я встретила Бориса Петровича Чиркова, который в
то время тоже работал в Театре Пушкина и с которым я очень
много лет была в самых дружеских отношениях. Он спросил
меня:
- Кого выудила?
- Высоцкого!
- Он парень одаренный, но ты с ним натерпишься.
Володя только начал работать в Театре Пушкина, но,
очевидно, показал себя в каких-то делах не лучшим
образом. Я не стала выяснять, в каких именно, потому
что, честно говоря, меня это не волновало: меня всегда
прежде всего интересовал сам актер. Володя приехал
на пробы в Ленинград. По-моему, он пробовался в один
день с Валентином Гафтом. Гафт пробовался на роль,
которую позже отдали Отару Коберидзе - и первым прошел
пробу. А вторым пробовался Володя.Он просто подошел
к камере, спел какую-то песню, был очень контактен,
очень как-то располагал к себе, и мы все решили: а
что нам еще искать? Есть прелестный молодой человек
с не ординарной внешностью,- давайте мы его и утвердим.
И Володя в числе других актеров был утвержден на роль
молодого солдата американской морской пехоты. |
|
Режиссер фильма Григорий Георгиевич Никулин был хорошо подготовлен
к этой картине. для меня было совершенно неожиданным - хотя
я давно работаю в кино - увидеть такие карты режиссерской
разработки: в них были точно указаны и кресла в само лете,
и кто в каком кресле сидит, и в каком кадре кто занят. Словом,
работать было легко: вечером я точно знала, что мы будем
снимать завтра, какой именно кадр,- сороковой, сотый или
трехсотый.
У нас был очень хороший актерский ансамбль: на этой картине
собрались не просто актеры - собрались люди. Все друг друга
любили, все друг за другом ухаживали. У нас были и пенсионеры
и молодежь. Многие актеры имели прозвища: Барушного звали
Барушной тип, Ефима Захаровича Копеляна называли Ефимом
Закадровичем, кое-кто из дам назывались у нас отаровы вдовы,
режиссера Никулина звали Гри-Гри, меня - Мамой. Почти все
актеры жили в гостинице "Выборгская" и много общались вне
съемочной площадки.
Случилось так, что на нашей картине Володя познакомился
со своей будущей женой Люсей Абрамовой, родившей и воспитавшей
двух его сыновей. Тогда она училась во ВГИКе, а в нашем
фильме снималась в главной женской роли. Со стороны нам
казалось, что это нормальная человеческая дружба, и во что
все это выльется дальше, никому тогда и в го- лову не приходило.
Единственное, что мы заметили,- иногда, когда было холодно,
Люся носила Володин свитер...
|
Л. Абрамова в
фильме "713 - й просит посадку"
|
В те годы Володя не был такой заметной фигурой. На съемочной
площадке он был одним из младших. Он был очень смешливым
и общительным человеком. Однажды ночью, когда мы снимали
очень серьезную сцену - передавали из рук в руки бутылки
с горячей водой и все должны были молчать,- Володя сквозь
зубы рассказал мужчинам какой-то анекдот. И все актеры во
главе с Ефимом Копеляном - тоже, кстати, смешливым невероятно
- просто визжали от смеха. А в то время мы звук во время
съемки писали вчистую, то есть потом не переозвучивали.
Гри-Гри злился, а когда ему рассказали в чем дело - он тоже
засмеялся, и все они довольно долго не мог ли прийти в себя.
Сама картина не очень-то давала возможность для актерской
импровизации: актеры весь фильм сидят в креслах и разговаривают
друг с другом, за исключением нескольких эпизодов, и очень
ограничены в пространстве. Так что особенно не разбежишься.
Но сцена истерики, сыгранная Володей, была настолько удивительна,
что повторить ее точно так же, как он сыграл ее поначалу,
было просто невозможно. И реакция всех окружавших его актеров
на его игру была очень точной, поэтому второй дубль снимать
и не надо было. А больше у него и не было возможностей по
сценарию, чтобы показать
свое что - то такое.
Гитара была его постоянным спутником, неотъемлемой частью.
Не могу сказать, пел ли он свои песни или не свои,- в
ту пору никто ничего о Володе не знал, и я в том числе.
Просто появился на съемочной площадке симпатичный парень
с гитарой, между делом чего-то бренчал, рассказывал много
любопытно го, интересного.
Иногда - срывался. Приходилось приостанавливать съемку,
лечить. Он ведь очень добрый был парень. Люди в таком
состоянии бывают самые разные, а он - смеялся. Конечно,
долго мы из-за него не стояли - эти несколько часов мы
снимали куски, где он занят не был. А потом он приходил
в себя и мы работали дальше. Я не могу сказать, что он
был в таком виде, что с ним вообще было невозможно работать,-
просто его состояние не могло иметь места в данной ситуации:
чуть больше нервозности, чуть больше смеха... Всего чуть-чуть
больше.
Чуть-чуть...
Когда Володя снимался у Иосифа Ефимовича Хейфица в фильме
"Плохой хороший человек", к нему приехала Марина Влади.
Как-то Володя увидел меня в кафе и закричал на весь зал:
- Маша, ты смотри, кто идет! Это же Анна Давыдовна, которая
привела меня в кинематограф,- одному только Богу известно,
зачем ей это было нужно!
Вот так состоялось мое знакомство с прекрасной актрисой
Мариной Влади. Правда, на этом оно и закончилось.
Много лет спустя, мы встретились с Володей в картине "Сладкая
женщина", которую делал Владимир Александрович Фетин.
Мы тогда очень долго добивались приезда Володи - он был
занят у Митты в "Арапе",- нам очень хотелось, чтобы он
снялся у нас. Володя попробовался - попробовался замечательно!
Это была удивительная,
настоящая кинопроба!
Но снимать его нам не разрешили.
Анна Тубеншляк
- кинорежиссёр . Работала вторым режиссёром на фильме
" 713 -й просит посадку".
Из книги ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Кинематографические воспоминания
1989г
|