Вадим Елин.
Он рисовал Высоцкого
С Вадимом Елиным мы знакомы давно. У нас общий
круг знакомых, и, может быть поэтому мне легко угадывать героев
его рисунков даже по какой-то одной детали. Он открывает очередную
свою гиганскую папку, которую не открывал уже десять а может и
пятнадцать лет. "Узнаёшь?" спрашивает он. У него есть Ахматова,
Солженицин,Зюганов, Астафьев... всех не перечислишь. Он редкий
свидетель репетиций Таганки. Любимов предложил ему расписать стены
в фойе театра. И работа закипела . Но не получилось - Любимов
уехал за границу - его выгнали.
Знаком был и с Владимиром Высоцким.........
* * *
- Портретист со временем становится профессиональным физиономинистом?
- Конечно. Конечно….
- Ты часто ошибаешься с первого взгляда?
- Я еще пацаном сделал вывод, что первый взгляд, первое знакомство,
самое верное.
- Неужели никогда не приходилось разочаровываться в людях?
- Как же не приходилось, ещё как приходилось…..
- Значит, первый взгляд был ошибочным?
- Нет. Просто люди иногда меняются. Человека многое может изменить
в худшую сторону. Зависть, например. Или высокая должность…
* * *
- Как ты встретился с Высоцким?
- Познакомился с ним на Мане, в Выезжем Логе. Был на этюдах. Остановились
на станции Манна, рядом стоит вагончик какой-то. Оказалось - киношники.
В 68-м Володе было 30 лет, мне - 29. Познакомила нас художник
фильма "Хозяин тайги", внучка Нестерова. Я захотел его порисовать,
она обещала помочь. Мы с Володей тогда отошли. Я ему тогда сказал;
я не знаю, как ты в театре играешь, не выдел, но ты будешь знаменитым
поэтом.
- Ты тогда уже слышал его песни?
- Я из-за них магнитофон купил… Мы договорились встретиться вечером
после съемок. Я взял водки две бутылки. Отошел от ларька, лёг
с рюкзаком на бугорке. Думаю, почему меня к ним, к поэтам тянет?
Я ведь раньше настроение поднимал ранним Маяковским или Уитмена,
например, читал. Тоже помогал. А Окуджаву сразу полюбил, я с ним
раньше, чем с Высоцким познакомился. А тут Высоцкий! Я все его
песни на магнитофон писал…
Ну и слышу - Володя кричит: "Вадим!". Они с Золотухиным со съемок
возвращаются.
* * *
- Они жили в старой брошенной избушке, где и занавесок небыло.
Две кровати стояли, лампа большая. А он говорит: "Я на сьёмках
не пью". Он позировал и пел: "У неё на окошке герань, у неё зановески
в разводах, у меня на окне ни хера, только толстая пыль на комодах…"
Здесь пришел Кмит, старый артист, он Петьку играл в "Чапаеве"
Они собирались в баню, ну перед баней мы втроём - я, Кмит и Золотухин
- водку выпили. Володя так и не пил. "Черный ворон" спели. Потом
я сидел на полу, режиссёр ещё был Назаров. Владимир Семёнович
спел новые песни - "Охоту на волков" и "Протопи ты мне баньку…"
Он над ними тогда работал… И тут я набрался наглости: дай-ка,
говорю, гитару, свою песню исполню. Спел свою песню про маму,
он мне одно слово поправил. У меня там было так: "В далёком селе
по ночам моя мама на картах гадает, сын подался в тайгу к пихтачам,
что в пути том его ожидает?" Володя говорит : лучше не "в пути",
а "в дороге".
* * *
Мне, кажется, он нуждался в настоящей дружбе. До того ранимый
был, но в тоже время мог так огрызнуться… Он умел слушать. Но
мог и матом послать. Бежал выручать друзей даже с похмелья. Я
потом сьездил в Москву, со многими познакомился. Мне хотелось
посвятить его друзьям серию работ.
* * *
- Я у него в номере ночевал в Дивногорске, больше негде было.
Я рисовал. А он работал над песней "Дамы господа…" Для фильма
"Опасные гастроли". Он мне напевал и другие песни об Одессе к
этой картине. И получились наброски удачные.
Я говорю: "Слушай, у тебя ничего нет о катакомбах". Он согласился,
поработал: все, есть катакомбы.
К 2 часам ночи хорошие рисунки получились. В 6 должны были будить.
Я говорю: "Мы будем спать с тобой 4 часа всего, как Наполеон".
А он: "Так можно за два часа выспаться". Тут я и спросил, как
получается песня. Говорит, иногда минут за 20-30 получается, иногда
трудно идет, день-два. А "Дамы-господа" он писал на моих глазах.
Выкурил пачку, если не больше. Напишет новый куплет, пропоет несколько
раз. Он спал мало.
* * *
- Рисовать Высоцкого было сложно?
- Ты знаешь, трудно рисовать серость, ординарную личность, а я
чувствовал, что передо мной гениальный человек. Он же специально
не позировал, работал и все. Я ни о чем не думал, хватал детали.
И как-то сразу его "схватил", с первого раза. Сразу получаться
стал...
- Очень характерное лицо...
- Конечно. Крутой лоб красивый, губа выдается. Потом он поет -
такое напряжение, жилы вздуваются на лбу, на шее, бровь поднимается,
глаза становятся раскосые... На моих рисунках по его артикуляции
можно догадаться даже, какую песню он в данный момент поет.
* * *
- Пригласили в Дивногорский ДК. Два дня концерты. Полный зал,
хоть и объявлений почти не было, какие-то мальчики подыгрывали
ему.
- А кто разрешил? Ведь, в принципе, ему тогда не разрешали выступать.
- А кто его знает? Разрешать-то не разрешали, а сами - те от кого
это зависело - все записи дома имели, на пьянках своих барских
крутили. В Дивногорске я в первый раз слышал его на публике. Зал
принимал!.. Полный-полный зал народу. Тогда многие артисты "крутились".
Один - он тоже в "Хозяине тайги" снимался - с баяном по городам
ездил, неплохие деньги собирал. А Володя бесплатно давал эти концерты...
За границей другое дело, он там за неделю заработал, сколько не
заработал за всю жизнь.
* * *
- Высоцкий меня нарисовал. Это мы в ресторане сидим в Дивногорске:
Кмит, Высоцкий, я и Юра Устюжанинов. У Володи что-то было с желудком,
он паровую котлету заказал. Сидим, ждем. Он говорит: "Дай я тебя
нарисую". Дал ему альбом, карандаш. Он быстро, за пару минут,
нарисовал.Меня - бритого, внизу - свой профиль и расписался. Я
этим рисунком очень дорожу...
- А как это было - в шутку или всерьез?
- Я уже тебе говорил: он, когда человек ему нравился, очень по-доброму
к нему относился, хотел сделать что-то приятное. Ему, как кислорода,
не хватало, настоящей дружбы, он всегда тянулся к настоящему,
нефальшивому...
* * *
- Золотухин был ему близким другом?
- Не знаю даже... Золотухин подписал мне книжку свою: "Дорогому
свидетелю дорогих событий". Он сам откровенно рассказывал: "Я
завидую Володе белой завистью". И он рассказывал, как Володя рассердился,
когда Золотухину предложили играть Гамлета.
- Насколько известно, Сева Абдулов был близким другом...
- С Севой мы виделись только однажды, на годовщине смерти Высоцкого.
Сева сказал: "Мы же его в детстве били, что же он покойного-то..."
Это он Куняева имел в виду, редактора одного известного. Тот в
своем журнале какую-то пакость опубликовал."Я же его в детстве
бил, что ему, мало, что ли..."
- С кем-то близко из его друзей сошелся...
- С Ваней Бортником... "Ваня-Ваня, мы с тобой в Париже..." Ване
было тяжело: его обвиняли черт знает в чем, да и сам он себя корил.
По Москве ходили разговоры, что это он тогда, в последний вечер,
пришел к Высоцкому с шампанским. А тому нельзя было...
* * *
- Говорухин рассказывал историю, это когда мы уже на второй Володиной
годовщине встретились, как они дрались во время съемок "Вертикали"
вдвоем против восьмерых. В ресторане в Нальчике к кому-то пристали
горячие кавказские парни. Они вроде как заступились. Володю несколько
раз сбивали с ног. Но он вставал и продолжал драться. Потом спиной
в угол уперся и отбивался до приезда милиции...
* * *
- И потом, когда съемки заканчивались, мы встретились еще раз
в Дивногорске, в гостинице, я познакомил его с нашими художниками
-Ряннелем и Балдиным. Поехали в Красноярск, к Тойво в мастерскую.
Это был прекрасный вечер. Володя много пел, но опять не пил. Провожали
уже с Тойвой в аэропорт вместе. Он и там не выпил. Тойво подарил
этюд. Я ему рисунки подарил, фотографии
- Ему твои рисунки понравились?
- Да. Он к этому серьёзно относился. Я ведь и других актёров рисовал.
Одного показал Высоцкому а он и говорит: он же дурак, а ты его
умным нарисовал.
* * *
.- Вот ты все говоришь, что он не пил...
- Пил, конечно, судя по рассказам. Но не на съемках. По крайней
мере, я с ним ни разу не выпивал. Говорят, он красивый был, когда
выпьет. "Я на съемках не пью". И мы выпили с Золотухиным, с Кмитом.
Он, говорят, сюда, в Красноярск, в перерыве съемок приезжал к
какому-то сосланному из Москвы художнику, так, три дня...
- Красивый в каком смысле? В смысле: ну ты вчера красивый был!?
- Нет, в смысле обаятельный, добрый. Я сам никогда не видел, но
многие мне рассказывали, особенно это подчеркивали...
* * *
- Я присутствовал при его беседах с режиссером Назаровым, который
ставил "Хозяина тайги", где Володя говорил о съемках. Стал перечислять
фильмы заграничные о Сибири. Я был поражен его эрудицией. Он перечислил
очень много фильмов, названий которых я никогда не слышал. Он
серьезно относился к съемкам и, оказывается, специально готовился
к этим, в Сибири. "Что вы не дадите крупных планов?" Вот, кстати,
в --"Калине красной" выходят на экран крупным планом все персонажи.
* * *
- Мы с ним договорились, что в Москве я его порисую. Он говорит:
меня трудно застать. В Москве просто не хотелось обременять его.
Мне Золотухин оставлял билеты и нашел меня как-то в зале, на "Галлилее":
"Вадим, Высоцкий тебя приглашает за кулисы". Представляешь, увидел
меня со сцены, узнал. Встречает за кулисами - спокойный, в монашеском
одеянии черном... Я говорю: "Володя, сколько не виделись, лет
шесть?" А он: "Да не шесть, а восемь не виделись". Память у него
отличная была. Я говорю: "Сейчас"'Гамлет" идет, а я не посмотрел".
Он достает два билета. Мне запомнилось тогда его лицо: серое,
солдатское. Как раз вернулся из Франции, с Мариной сошелся. Устал,
неприятности были...
* * *
- Юрий Федорович Карякин рассказал мне страшную вещь. Будто еще
в школе однажды Володя поспорил с сыном какого-то влиятельного
человека. Они поспорили: как можно воткнуть в человека, в живое.
И тот подозвал первоклашку,- "Ручка есть?" - "Есть". Он берет
ручку и втыкает мальчишке в глаз. Володя говорит: у меня все обмерло.
Хотел его задавить... Он не мог по живому.
* * *
- Как ты узнал о смерти Высоцкого?
- Знаешь, я сидел в деревне на этюдах и накануне видел такой страшный
сон. Никогда его никому не рассказывал, тебе тоже не могу рассказать.
Видел, что должен потерять близкого человека. Ну а узнал от "Голоса
Америки".
* * *
- Однажды Любимов пригласил:
Пойдем Володин памятник смотреть.Ещё не на Ваганьковском, а в
мастерской. Мне памятник не понравился: вычурный, громоздкий,
как сейчас говорят, "навороченный". Такие в самый раз новым русским"
ставить...
* * *
- У Лени Филатова, дай ему Бог здоровья, был столик в гримерке
рядом со столиком Высоцкого. Володин столик у окна, как раз над
дверьми в Таганку. теперь там все время цветы, фотографии. Там
дух Володин чувствуется.
* * *
- А почему ты не в Союзе художников?
- Я привез однажды рекомендацию в Союз художников от Горяева -
это классик советской графики. А тут некоторые стали издеваться:
ах, у него от самого Горяева рекомендация, куда уж нам. Короче,
я плюнул и уехал. А на прощание "товарищам" написал четыре строчки:
"Город - газ, город - грязь, город - гам. Не к лицу мне интриги
и ругань. Я в деревню вернусь к мужикам, ну а вы тут е...е друг
друга..." Понимаешь, быть членом союза еще не означает быть художником.
Меня, например, больше греет то, что мои работы находятся в частных
коллекциях в девяти странах мира.
* * *
- Минуты вдохновения. Это самое
счастливое время. Когда я в форме, когда стихи в голову идут по
ночам и рисуется легко, я всегда чувствую, что кто-то или что-то
мне помогает: подсказывает нужные слова, водит карандашом. В такие
минуты я физически ощущаю дыхание за своей спиной.
Даже бывало так: что-то мне нужно, вопрос какой-то застигал -
я тянусь, достаю томик Брехта, открываю наугад страницу и сразу
всегда нахожу ответ. Бывает, мне кажется, что я вижу землю как
бы сверху, из Космоса.
- Ты верующий человек?
- Я верю. В Космос, в параллельные миры...
- Ты не думаешь, что B.C. живет там, в параллельных мирах?
- Я его несколько раз видел во сне: седой, как я. Белла Ахмадулина
говорила: "Он с нами. Он нам помогает..." Я верю, что он там,
он видит всех нас...
Евгений Латышев
Статья напечатана в сокращении (выбрана тема Высоцкий) Полностью
стаью можно найти - КП январь 1998 г "
И абрис моего лица так проступает ясно..."
Наверх
|