- Михаил, где м когда вы познакомились
с Высоцким?
- В Париже,,. После спектакля нас познакомил Михаил
Барышников.
- И вас прежде всего поразило'?
- Необычайная обаятельность и живость. Когда я знакомлюсь
с человеком, я прежде всего обращаю внимание на глаза...
У Володи меня поразили абсолютно живые, ироничные
глаза- мгновенно все схватывающие и понимающие.
- Можно лм сказать, что это была "дружба с первого
взгляда"?
- Да, абсолютно. К этому времени и он, и я были достаточно
сложившимися людьми и в какой-то степени мастерами.
Этот путь в основном связан с проблемами духовных
откровений, духовных проникновении... Этот путь обостряет
внутреннее видение. И никакого процесса узнавания
у таких людей не происходит. Когда мы сталкиваемся
- все происходит мгновенно.
- А какой это был год? Может быть, вы помните день?
- Нет, этого я не помню. Но это был не первый приезд
Высоцкого за границу- примерно 1974 или 1975 год.
- Совпало ли ваше представление о Высоцком, которого
вы знали по песням, с живым человеком, с которым вы
подружились ?
- Да. Но тогда я мало знал его песни. Я интересовался
и занимался классической музыкой и джазом - даже играл
немного в России, Я услышал несколько песен Галича,
которые меня поразили. Потом мы с Сашей сдружились
в Париже... Я прослушал несколько песен Володи, и
прежде всего меня потрясла "Охота на волков". Одной
этой песни было достаточно для меня, чтобы понять:
Володя - гений! В этой песне было сочетание всего...
Как говорят художники: есть композиция, рисунок, ритм,
цвет- перед тобой шедевр. То же самое в этой песне
- ни единой фальшивой интонации... Все было, как говорили
древние греки, в классической соразмерности. Полная
гармония, да еще плюс к этому- на высоченном духовном
подъеме! Это гениальное произведение, а гениальные
произведения никогда не создают мелкие люди.
Поэтому у меня не было никакого расхождения, но не
было и большого шока- как будто я узнал своего хорошего
знакомого.
- Круг общения Высоцкого в Париже - разумеется,
Марина Влади, Шемякин, Дмитриевич...
- Да, еще Володя Поляков. Его Высоцкий обожал, всегда
называл: наш старик... Владимир Поляков- знаменитый
цыганский певец, который пел еще в "Яре". Володя всегда
привозил ему приветы от Раневской: еще студенткой
она бегала любоваться им- в молодости Поляков был
красавцем... Он и в старости был красив. Он родной
брат знаменитого нашего художника-абстракциониста
Сержа Полякова.
Я сделал пластинку "Володя Поляков", и, когда она
вышла, ему было 9S лет.
Он мне говорит, басом таким: "Миша, пожалуйста, не
пиши на пластинке, что мне 96 лет... Сделай 94. Я
же пою. А то публика придет и скажет... Ну, ты понимаешь"...
- А когда вы начали записывать Высоцкого?
- Володю я начал записывать буквально в первый день,
когда он ко мне пришел. Сразу! Я вырос в Германии-
мой отец служил здесь после войны, - и у меня развито
это немецкое педантичное мышление... Я уже знал, что
это за человек, знал это "шаляй-валяй" русской державы...
А еще я слышал несколько его "сорокапяток" - тогда
вышли пластинки с этим ужасным оркестром... Я сказал:
"Володя. нужно работать серьезно". И он сразу это
понял. Первые песни были записаны сразу же после нашего
знакомства.
А потом Володя в эту работу вошел настолько, что,
когда он приезжал, у него в кармане уже были бумаги...
На некоторых записях идет слегка шуршание этих бумаг...
Надевал очки- в последние годы , он плохо видел, -
ставил свои бумаги на какой-нибудь мой мольберт- и,
перелистывая, пел.
- Вы первый человек, от которого я слышу про очки...
- Это было очень смешное зрелище - Володя читает в
очках,,. У меня была большая квартира, а Володя не
любил больших пространств. Может быть, потому, что
его работа была связана с большими залами. Он говорил:
"Мишка, ты любишь большие мастерские, а мне всегда
хочется отгородиться- в уголке, за столом я чувствую
себя уютно".
У меня была комната типа "полуприхожей", и там стоял
плюшевый диванчик. Иногда приходишь откуда-нибудь-
Володя в очках при лампе что-то читает, И внешне это
был совсем не тот Высоцкий- пришел такой гигант, ударил
по струнам гитары. Володя любил, чтобы кто-нибудь
был рядом... Моя супруга- Рива, она такая тихая женщина,-
лепит свою статуэтку, а Володя читает. У меня была
большая библиотека, а многое в то время нельзя было
читать здесь, в Союзе.
- А Высоцкий работал прямо у вас? Может быть, какие-то
ввщи он шписвл прямо в вашей квартире?
- У меня дома, за моим столом. Володя написал... это
не песня, это баллада- "Тушеноши". В то время я был
в Нью-Йорке, там снимали фильм обо мне, и Володя позвонил
мне в отель, А я только что закончил серию "Чрево
Парижа"... "Миша. я потрясен! Сижу у тебя целый день,
просматриваю все- и пишу, Каждое четверостишие буду
читать тебе по телефону. Ты не спишь?"- "Я тоже не
сплю, Буду рад..."
И вот каждое четверостишие он читал мне из Парижа
в Нью-Йорк по телефону. Так что "Тушеноши" - это было
написано ночью у меня в мастерской.
- И тогда же были написаны "Парижские бесы"?
- Нет-нет... Володя вернулся в Москву- и здесь написал
"Парижские бесы"... И когда он утром- радостный! -
прочитал это Марине, она сказала; "Ах. вот как! Я
мучилась, а песня посвящена Шемякину?! И обо мне вообще
ни слова! Вы негодяи..." Они поскандалили- Марина
улетела в Париж... Володя бросился вслед за ней, прилетел
- и сразу ко мне. Вот тогда он и спел эту песню.
Марина... Я только одно должен сказать: Володя ей
обязан многим. А мы все обязаны Марине тем, что он
еще жил, потому что определенное количество лет -
довольно большое - она просто спасала его от водки
и от смерти...
- Высоцкий никогда не говорил с вами о желании
остаться на Западе?
- Нет, никогда. Ведь Володя все прекрасно понимал
и все видел... Он видел это на примере Галича, который
жил при этом и умер при этом...
- А Высоцкий никогда не пробовал у вас рисовать?
- Да-да... Он частенько что-то "чирикал". Правда,
потом все это истреблял... Но у меня сохранилось несколько
его рукописных стихотворений... И Володя почти всегда
что-то рисовал на этих бумагах- они у меня остались.
Он, в общем, не понимал в изобразительном искусстве,
но чувствовал нутром... Я однажды показал ему моего
любимого художника - Павла Сутина. Он говорит:
"А что это такое страшное? Эти куски мяса кровавые?
Но как здорово!
- Это наш соотечественник, великий художник- Сутин.
- Ты знаешь, Мишка, никогда не видел и не слышал,
но как здорово! Я ведь профан в этом деле..."
У меня есть одно письмо от Володи, где он пишет: "Мишка,
я неуч. Ты меня образовывай".
- А отношение к вашим работам?
- Я не знаю, насколько глубоко он их понимал, я знаю
только, что он их чувствовал.
- Во Франции вы куда-нибудь ездили вдвоем, вместе?
- Нет, Володя часто уезжал из Парижа, но у меня, в
общем, жизнь-то адская... Из-за всей моей побочной
работы, которой я занимаюсь как издатель книг и пластинок...
И я улетал то туда, то сюда. У него была мечта: "Я
знаю, что может исцелить меня!" Он где-то прочел,
в рекламном листке, что есть такое путешествие через
всю Америку... Оно не очень дорогое: "Мы сядем на
лошадей и пересечем всю Южную Америку! У нас будут
разбиты задницы, будут болеть позвоночники, мы будем
ночевать в пампасах и прериях.
Но мы вернемся абсолютно здоровыми - и уже никогда
не вспомним о "зеленом змии". Но это так и не осуществилось...
- А вообще - его отношение к Западу?
- К Западу? Мы немного опоздали - это уже было не
время Эдит Пиаф, Шарля Азнавура... Когда я приехал
в 71-м году, мне сами французы говорили: "Ты опоздал
лет на пятнадцать. Это совершенно другая эпоха". Собственно,
и у других народов так бывает.
А вот что он возлюбил сразу же и так естественно,
как и я,- это Нью-Йорк. Когда я впервые лет 12-13
тому назад прилетел в Нью-Йорк, я сразу же понял,
что это мой дом. И Володя полюбил Штаты с первого
взгляда. Он был потрясен и масштабами, и ритмом. У
него была мечта- работать в американском кино. Но
Володя понимал, насколько это сложно. А те люди, которые
тогда могли помочь, не помогли, а потом уже было поздно.
- Вы были на концертах Высоцкого во Франции?
- Я был на одном концерте... Этот концерт был как
раз в тот день, когда погиб Саша Галич. Володя тогда
много выпил. Никогда не забуду - он пел, а я видел,
как ему плохо! Он пел, а у него ужасно опухли руки
- и на пальцах надорвалась кожа. Кровь брызгала на
гитару, а он продолжал играть и петь. И Володя все-таки
довел концерт до конца. Причем блестяще!..
- Вы часто говорили о смерти?
- В последние два года- постоянно. Он не хотел жить
последние два года. Я не знаю, какой он был в России,
но во Франции Володя был очень плохой. Я просто уговаривал
его не умирать. Я вам расскажу
такой эпизод. У Марининой сестры- Танюши - был рак
крови. Она боролась восемь лет. А я уже постоянно
боялся за Володю. И однажды- я работаю ночью, укладываюсь
спать только под утро- меня будит супруга... "Миша,
проснись!" А я знаю, что она просто так никогда не
будит- даже если звонки или визиты... Мне нужно хотя
бы два-три часа поспать, чтобы не свалиться с ног.
Раз будит - что-то экстренное.
Спросонья я вылетел из кровати и сразу заорал: "Володя?!"
Она говорит: "Нет-нет... Володя жив. Танечка умерла.
Надо ехать в госпиталь".
А потом... Мне же никто не мог сообщить, что Володя
умер. Я узнал об этом совершенно случайно. От одной
американки, с которой я был в то время в Афинах...
Уже газеты написали, уже Володя был похоронен... Мы
сидели в ресторане, и она почему-то стала меня спрашивать-
сильный ли я человек? "Вы, русские, сильные?" Я не
понял: "Ну, все мы- сильные..." Но что-то меня насторожило...
Она еще раз спрашивает: "А ты- сильный?" Я схватил
ее за руку: "Володя?!" Она его знала и сказала- да.
Она прочитала в газете и боялась, прятала эту газету.
Это было ночью, в Афинах. Потом мы все выясняли, она
говорит: Помнишь ту ночь, когда ты не мог спать, тебе
было душно, ты бегал... Это было в тот день".
И у него самого предчувствие смерти было, депрессии
бывали страшные... Володя ведь многого не говорил.
А у него начиналось раздвоение личности... "Мишка,
это страшная вещь, когда я иногда вижу вдруг самого
себя в комнате!"
- Сейчас много говорят о том, что жизнь Высоцкому
укорачивало еще и официальное непризнание... Он страдал
от этого?
- Нет. Но у него было какое-то чувство неуверенности
в себе как в поэте. Об этом говорит такой штрих...
Однажды он прилетел из Нью-Йорка в Париж и буквально
ворвался ко мне... Такой радостный! "Мишка, ты знаешь,
я в Нью-Иорке встречался с Бродским! И Бродский подарил
мне свою книгу "Большому поэту- Владимиру Высоцкому!".
Ты представляешь, Бродский считает меня поэтом!" Это
было для Володи... как будто он сдал сложнейший экзамен-
и получил высший балл! Несколько дней он ходил буквально
опьяненный этим... Володя очень ценил Бродского.
Я не думаю, чтобы непризнание как-то укорачивало ему
жизнь, он был достаточно упрямым в высоком смысле...
Ему многое укорачивало жизнь, и сам себе он ее укорачивал,
но непризнание?.. Не думаю.
- Михаил, извините за банальный вопрос - каким
другом был Высоцкий?
- Каким другом? Как сам Володя говорил - с ним можно
было пойти в разведку. Все! Другого не скажешь. Мало
того, что он был верным другом...
Незадолго до Володиной смерти я чудом прорвался в
специальную клинику, где лежал Высоцкий, в Париже...
Я к нему пришел,и вдруг … Володя разрыдался. Я думал,
что он рыдает оттого, что он туда попал.
- Миша, я людей подвел!
- Что такое?
- Я какие-то подшипники забыл купить...И что-то ещё
называет мне и рыдает...
Вот он был такой... Вернейший и мужественный человек,
он мог в дружбе, даже в приятельских отношениях заботиться
о каких-то мелочах. Он приезжал ко мне и начинал объяснять,
что кого-то ему надо женить, кого-то срочно выдать
замуж... Я даже на него наорал: "Володя, ты занимайся
творчеством! Ну чего ты носишься?!" Хотя, в общем,
и я сам такой...
- Вы уже сказали, что считаете Высоцкого гением,
а в нормальном человеческом общении это чувствовалось?
- Для меня оценка человека как гения - прежде всего
по его произведениям, а не по поведению. Поведение
людей, которых мы называем суперталантливыми, гениальными-
оно в принципе неподконтрольно... А для меня важна
еще- при всей гениальности и бесшабашности,- очень
важна его колоссальная работоспособность. Как сказал
один из философов:
"Гений, который себя не обуздывает и не работает над
собой, подобен разлившемуся потоку. Сначала он заполняет
собой все, а кончает мелкими лужами".
И у Володи было все, что необходимо для этого "коктейля
гениальности". У него была феноменальная работоспособность,
колоссальное умение расслабляться... Вот некоторые
думают: "А, он был алкоголиком"...Да ни черта подобного!
Все его нагрузки по накалу точно совпадали -он безумствовал,
когда он пьянствовал, но когда он работал, то нагрузки,
которые он нес, тоже были безумными! Создать и отточить
такое творчество!.. Это были супернагрузки.
- Вы общались в Париже, а по телефону часто раэговарнвали?
- Да, часто... И очень смешно. Внешне казалось, что
он грубый человек. И действительно, когда ему был
кто-то неприятен, то Володя никогда этого не скрывал.
У него появлялась такая ершистость, он мог так "запулить",
что иногда даже мне- человеку довольно невоспитанному-
становилось неловко. Он мог, как говорят в России,
"обрезать"...
Но, с другой стороны, если он кому-то открывался...
Для меня Володя был одним из нежнейших людей... Я
крупнее Володи, а тогда еще занимался спортом... Но
он однажды услышал, как моя жена называет меня "птичкой"
- и Володе это страшно понравилось... Звонит телефон:
"Птичка моя, как ты живешь?"
- ...А какова история стихотворения Высоцкого,
обращенного к вам, которое лежало в июле 80-го на
вашем столе?
- Я о нем ничего не знал... Володя просто написал
это стихотворение и оставил, оно лежало на столе.
И когда я вернулся, я его нашел. А говорили мы с ним
буквально за несколько недель до смерти. Я ему сказал:
"Володька, давай назло жить". Он ответил: "Попробую".
Сел в самолет и улетел.
У меня было такое... с моим отцом. Отец не знал, что
меня выгоняют из России, что уезжаю навсегда... Он
занял у меня три рубля, похвастался новой формой -
у него было право пожизненного ношения военной формы
- и сел в такси. Он жил в Пушкине, а я- на Загородном...
А я-то знал, что уезжаю навсегда, и думаю- запомнить!
И я сделал такой стоп-кадр: вот отец... эта шинель,
фуражка, погон блеснул... Ведь, может быть, я вижу
отца в последний раз... Так оно и случилось.
И когда я в последний раз обнял Володьку... Я улетал
в Грецию, он в Москву, ему в один аэропорт, а я в
другой... Володя был в такой желтой курточке. Я помахал
ему и думаю: "Последний раз я его вижу или нет?" Оказалось,
что последний...
А когда я вернулся и прочитал - оказывается, и Володя
знал, что это в последний oраз... Почему? Я не знаю...
Может быть, он предчувствовал?
Вспоминай про брата Вовку,
Где, мол, друг-товарищ...
26 марта 1989 г.
Интервью В. ПЕРЕВОЗЧИКОВ.
Статью предоставил С.Алексеев