В. П. Актерская судьба - это и бесконечные
дороги... Вы, наверное, редко бывали вместе?
- После окончания студии я была приглашена в Киевский
театр имени Леси Украинки. И два года мы с Володей были
и врозь, и вместе. Мы очень часто ездили друг к другу,
мы каждый день писали, за редким исключением. Очень жаль,
что погибли письма... Когда я приехала из Киева, то привезла
с собой посылочный ящик Володиных писем. А у Володи был
посылочный ящик моих. Ящики лежали на антресолях в квартире
на 1-й Мещанской. И никто не помнит, куда они делись,
когда переезжали в Черемушки. У Володиной мамы Нины Максимовны
нашлось только одно письмо 60-го года, но это мое письмо
к Володе. Мои-то не жалко, бог с ними, а Володиных было
много писем, и они были очень большими.
И еще телефонные разговоры... Я ведь в Киеве жила в самом
театре. Рядом со мной был кабинет заведующего труппой
Дудецкого. Он мне оставлял ключ от своего кабинета, который
от моей комнаты отделяла тоненькая фанерная стеночка.
И когда раздавался телефонный звонок, я быстренько вскакивала,
и мы говорили очень-очень подолгу. Володя часто звонил.
Девчонки на переговорном уже к нам привыкли, и когда мы
начинали говорить про какое-то дело, они нам грозили отключить-
им было скучно: "Говорите про любовь!" Тогда-то мы казались
себе взрослыми, конечно,- это было очень забавно. Как
бы это сказать, все было и серьезно, и в то же время несерьезно.
В наших отношениях на протяжении всех лет была какая-то
- в очень хорошем смысле слова - игра и поэзия. Мы очень
весело и интересно ссорились, еще веселее мирились. Так
что мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею. Мне
просто повезло: в моей жизни было большое счастье. И когда
мы расстались, у меня было такое ощущение, что женщины
должны быть с ним очень счастливы. Потому что у него был
такой дар - дарить! И из будней делать праздники, причем
органично, естественно. То есть обычный будничный день
не мог пройти просто так, обязательно должно что-нибудь
случиться. Вот даже такое - он не мог прийти домой, чего-нибудь
не принеся. Это мог быть воздушный шарик, одна мандаринина,
одна конфета какая-нибудь - ерунда, глупость, но что-то
должно быть такое. И это всегда делало день действительно
праздничным.
.И потом он умел всякие бытовые мелочи - стираную рубашку,
жареную картошку, стакан чая - любую мелочь принимать
как подарок, ,0т этого хотелось делать еще и еще. Это
было очень приятно.
В. П. А свадьба была на Большом Каретном?
- Не было у нас официально приглашенных гостей, потому
что решили так: поскольку мы давно муж и жена, то пышной
свадьбы у нас не будет. Соберемся тесным кругом- Акимов,
Свидерский, Яловичи - и просто посидим в ресторане.
Но, во-первых, против этого восстали родители и особенно
Семен Владимирович. Они с Евгенией Степановной в ужас
пришли, что мы хотим обойтись без свадьбы. А накануне
Володя пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Его долго
не было, и я пошла его выручать, поняла, что надо выручать.
И когда я пришла за ним в кафе, он мне сказал: "Изуль,
я всех пригласил!" - "Кого всех?" - "А я не помню. Я всех
пригласил".
В результате был, конечно, наш курс, его курс; были родственники.
Было очень тесно- там маленькие комнатки, мы сидели кругом
где только можно. Было весело, шумно - по-студенчески.
На рассвете, по-моему, а четыре часа утра, мы шли втроем
- Володя, Нина Максимовна и я - на свою 1-ю Мещанскую.
Шли пешком, это был наш любимый маршрут: по Садовой, потом
бульварами, мимо Трифоновки.
В. П. "Наш курс-его курс". А они очень сильно отличались?
- У нас в студии очень почитались старшекурсники, просто
такая была традиция. Неважно, какого ты возраста- если
ты старше курсом, то все равно перед тобою снимают шапку.
А они, Володин курс, для нас были "мальчики и девочки".
И их курс был такой "хулиганский", озорные ребята- в общем,
не "бомондные".
Был один праздник, который праздновали вместе, только
не помню, какой это год. Мы решили объединить два курса,
чтобы нас не разрывали. И собрались на квартире у Греты
Ромадиной, а она у нас очень была такая девушка - "салонная"
по тем временам. Накрыли прекрасный, очень красивый стол,
но явился Володин курс и как устроил там "живые картинки"!
Они нам сломали этот салонный стиль. Принесли свою свежую
струю.
В. П. Все по-разному, но с восхищением вспоминают,
каким Высоцкий был рассказчиком.
- Да, очень много было присказок. Даже были такие рассказы-
правда, озорные очень... Он мог минут двадцать держаться
на какой-то одной фразе, варьируя ее всячески, а получался
полный рассказ.
Была масса рассказов о дворе, о Лене, о голубятне, про
Маньку-шалаву. И еще я очень хорошо запомнила Володю даже
не как рассказчика. Ведь он совершенно блистательно -
я больше ни у кого так не слышала- читал Маяковского.
Не в концертах. Он мне читал. Мы могли быть вдвоем, и
я приставала и очень просила почитать. Я просто умирала
со смеху: он прекрасно читал "Баню", "Клопа" и вообще
он Маяковского очень хорошо знал. А я тогда не любила
Маяковского- я его не понимала, просто он мне был совершенно
чужим. И вот Володя читал, а для меня совершенно в другом
ракурсе предстал Маяковский. Там была такая масса, юмора.
Мы могли сидеть, и целый вечер он мог читать. Володя же
безотказный человек в этом отношении: только попроси -
почитай или попой...
В. П. А его песни, что они значили а вашей жизни?
- Я не только не придавала никакого значения этим песням,
они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили,
начинались эти песни. Причем люди их слышали впервые,
а я их слышала в сто первый раз. По-моему, иногда даже
поднимала бунт. Володя тогда работал, он уже начал сниматься
в "Карьере Димы Горина", нам опять приходилось расставаться...
И мне казалось, нельзя заниматься никакими песнями!! Надо
заниматься только женой! В те годы мне так казалось. Поэтому
я не придавала особого значения этим песням, и они меня
где-то даже раздражали, если быть честной...
И только .очень много времени спустя... Знаете, как бывает?
Бывает, люди расстаются насовсем и могут при этом остаться
друзьями. Бывает, что люди расстаются и - не расстаются.
Я ничего не хочу говорить за Володю, потому что его нет
- тем более что Володя не пускал к себе в душу... В этом
отношении он был человеком закрытым. Иногда его прорывало,
когда что-то случалось и было невмоготу. Я иногда была
свидетелем каких-то очень открытых вещей- но это было
крайне редко. Поэтому за него я ничего не буду говорить.
А за себя я точно скажу: у меня не было ощущения расставания.
Все равно у меня оставалось чувство: Володя это Володя,
который был, есть и будет. И будет! И вдогонку, то есть
в разных весях, в разных городах, меня нагоняли эти песни,
причем я к ним так же относилась - опять всякие "...с
охотою распоряжусь субботою..." - все это было продолжением
той "игровой" стороны наших отношений.
И однажды... в каком это было году? Мы были на гастролях
в Новомосковске, было очень жаркое лето. Я подходила к
дворцу, где мы гастролировали,- там была какая-то площадь,
залитая асфальтом и солнцем. Было ощущение безлюдности
и какого-то испепеляющего, безжизненного солнца. И вдруг
из окна понеслись "Кони". И, стоя там, на раскаленной
площади, я была ошеломлена. Я была потрясена: я вдруг
поняла, что я очень вольно обращалась с человеком, который
намного-намного-намного больше, чем я могла себе представить.
Я, как, наверно, и многие близкие люди, воспринимала его
облегченно, потому что в нем было много юмора, много радости,
невозможности обидеться. Он очень умел прощать... очень
умел прощать! Причем по-настоящему. Прощать безоглядно.
В. П. А когда вы переехали в Ростов-на-Дону?
- . Весной 61-го года. Володя прилетал ко мне. А потом
он был на гастролях с театром Пушкина. Приехал в Ростов
на крыше вагона, между прочим. Я пришла встречать Володю;
все выходят - его нет. o Мнь говорят: "А твой сидит на
крыше",-ему интереснее было на крыше приехать. .И он ездил
с нашим театром на выездные спектакли, когда был свободен.
И лазил за яблоками, и его схватили- под ружьем привела
охрана. Были всякие такие дерзкие эпизоды. В совхозе увидел
очень красивое яблоко - и полез. И потом они с этим дедом
очень мирно беседовали, сидели и беседовали на деревенском
крылечке. А яблоки принесли всем.
Но не только в те годы, когда я была женой Володи, во
все последующие годы все наши встречи были всегда неожиданными,
нам их дарила судьба: мы не списывались, не сговаривались,
но почему-то вдруг встречались.
И всегда это было удивительно радостно, значительно, тревожно-
все вместе. После Ростова мы с Володей встретились через
3 года и тоже очень интересно. Я приехала совсем не для
того, я была у своей подружки, Греты Ромадиной, на Ленинградском
проспекте. Шла по бульвару и чувствую: кто-то мне сверлит
затылок. Оборачиваюсь- никого нет. Я прихожу к Ромадиной,
и тут же телефонный звонок. Она говорит: "Звонит Высоцкий,
он говорит, что он тебя видел из троллейбуса". И тогда
они приехали с Кариной Диадоровой и привезли мне песню
"О нашей встрече что и говорить". Я не говорю, что она
посвящена мне - не было посвящения, но он клялся, что
ее только что сочинил И Кариша говорит, что да, Действительно
он ее только что у нее на глазах сочинил. Но текст утерян.
В. П. Как жалко!
-Жалко, конечно! Все жалко... Потом была встреча... точно
я могу и не вспомнить, это, наверно, 66-й год. И тоже
совершенно неожиданно. Я была в Москве, у Карины. И так
же Карина говорит: "Три года не звонил Высоцкий, только
что позвонил: "Сейчас приеду".
Он приехал. Он торопился - это было вечером, после спектакля,
он ехал к Бернесу.
В. П.: К Бернесу? А зачем, вы не знаете?
- Не знаю, встреча у них была.
В. П. Дело в том, что Бернес спел песню Высоцкого "На
братски" могилах", наверно, как раз шла работа...
Вы видели Высоцкого в "Гамлете"?
- Да, я была на спектакле, а после "Гамлета" мы поехали
в Коломну, там были три концерта.
В. П. К этому времени уже произошло у вас "открытие"
Высоцкого?
- Да, но о концерте мне сложно говорить, потому что я
все равно так и не сделалась просто слушателем или зрителем.
-Была договоренность, что один концерт я буду слушать
из зала, а два других со сцены, мне ставили стул. И он
менял репертуар: "Если тебе будет скучно, ты иди и отдохни".
Но я все три концерта просидела. Да, тогда это уже было
окончательное открытие, открытие до конца.
В. П. Владимир Семенович изменился за эти годы?
- Когда я в 76-м году ехала на встречу с ним, а ехали
мы с Феликсом Антиповым, то все, провожая меня... были
в ужасе - "зачем ты это делаешь?!" Мне говорили: "Ты увидишь
совсем другого человека. Нельзя, нельзя, нельзя и не надо
разбивать свои детские или полудетские иллюзии". Но когда
мы встречались, все моментально становилось таким же детским,
как оно и было. Я перемен не замечала. Совершенно! Вот
я помню, в. 76-м году меня Феликс привез и сказал: "Жди,
сейчас подъедет "Мерседес", и он выйдет". Но я совершенно
не знаю, что такое "Мерседес" и что такое "Жигули"...
Я стояла, меня все дальше и дальше оттесняли, я отходила
и думала: "А не сбежать ли мне вообще?" Вдруг приехала
какая-то машина, Володя выбежал. Схватил меня за руку,
мы побежали в театр - со служебного входа. Сказал: "Сиди!"
Я села. Подошла какая-то грозная женщина и сказала:
"Вы с кем?" Жутким таким голосом. Я сказала: "Я с Высоцким".-
"Тогда сидите!". Потом прибежал Володя, мы опять куда-то
побежали, то есть не было такого момента, когда бы мы
вот так "вглядывались". Через этот момент проскочили -
и все! Все было таким же точно, вплоть до походки и вплоть
до манеры поведения.
В. П. И такой наивный вопрос, я его всем задаю. Главная,
на ваш взгляд, черта характера Высоцкого?
- Как вам сказать... Мне кажется, что он всегда точно
знал, что он хочет и очень целеустремленно к этому шел.
Теперь в этом громадный дефицит. И надежность. Хотя, конечно,
были и человеческие слабости, но тем не менее надежность.
И нежность... нежность. Со всей своей юной "хулиганскостью"...
он был очень нежным всегда...
22.01.1988 г.
Навер