Нынешней молодежи, не имеющей общего кумира
среди современников, наверное, и не понять, чем был для
СССР в 70-е годы прошедшего века актер и поэт Владимир Высоцкий.
Власти не очень-то жаловали его, поэтому о Высоцком писали
мало, народ почти ничего не знал о своем любимце, а посему
Владимир Высоцкий еще при жизни был человеком легендарным.
Во время "перестройки" друзья и поклонники
Высоцкого пытались сделать из него героя уходящей эпохи:
сняли про него кучу фильмов, выпустили книги его стихов
и прозы, а также массу воспоминаний о нем. Всяк старался
показать, как Высоцкий чтил и любил именно его.
Потом все вошло в "колею" (любимое словечко
Высоцкого). Поэту и актеру досталось ровно то место, которое
он заслужил. Теперь он считается классиком, а это значит,
что его жизнь и творчество канонизированы. Говорить и писать
о нем стали редко. А зря. Ведь Владимир Высоцкий и его судьба
весьма поучительный пример талантливого сплава смеха и отчаяния –
одной из высших форм настоящей трагедии. Обращаясь к личности
и творчеству этого человека, сразу попадаешь в сложность
оценок и неоднозначность событий.
Гуляка с гитарой
Если отвлечься от восторженных или презрительных отзывов
о нем, то в итоге останется биография изрядно типичного
московского ";центрового" парня: портвейн в подворотне,
гитара, сначала блатные, затем остросоциальные песни, пьянство,
скандалы на работе, подорванное здоровье, надорванное сердце,
ранняя смерть... События, на первый взгляд, не ах какие
редкие. Главное здесь – вопросы: почему он пел свои
стихи под гитару, почему пил, почему не мог успокоиться
в семейном быту, почему был любим народом и не любим властью,
зачем жил и отчего умер?
Начнем с того, что в самом раннем детстве в биографии Высоцкого
произошли весьма неординарные события: в возрасте девяти
лет он попал из московской неустроенной коммуналки в оккупированную
Германию вместе с отцом-офицером, который к тому времени
уже разошелся с матерью Владимира. Эти впечатления не были
похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной
советской столице.
Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой.
С ней он поселился после Германии в центре Москвы –
в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией
типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на
тяжелые военные годы, юность – на "оттепель", а зрелость –
на унылый ";застой". В годы молодости Высоцкого была в ходу
блатная романтика – наследие сталинского ГУЛАГа. Ни
одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных
песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов
Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась
гитара.
Он еще не знал, что станет актером – после школы пошел
по настоянию отца в инженерно-строительный институт, но
бросил его через три месяца, а через год уже учился на актерском
факультете Школы-студии МХАТа. Здесь он познакомился со
студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой.
Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв
маленькую роль в фильме "Сверстники". Тогда же впервые выступил
в студенческом театре МГУ с исполнением под гитару собственных
песен.
После окончания Школы-студии он попал на работу в московский
театр им. Пушкина, играл в эпизодах, в массовке, радости
от сцены не получал. Зато в кино сыграл уже замеченную публикой
роль в известной молодежной картине "Карьера Димы Горина".
С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий
на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой
Абрамовой, которая стала его второй женой.
Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали
расходиться песни Высоцкого – блатные по преимуществу,
которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов (?). Актер часто снимается в кино, но роли
это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Остатки
компании с Большого Каретного нередко собираются вместе,
пьют. Для Высоцкого пьянство становится пагубной привычкой,
причиной разлада в семье и на работе.
В начале 60-х у Высоцкого появляются два сына – Аркадий
и Никита. Однако отец у них непутевый: он редко бывает дома,
пьянствует, заводит романы на стороне. В 1967 году на экраны
выходит картина " Вертикаль", которая приносит Высоцкому
настоящий успех, особенно его песням из фильма. Страна к
тому времени обзаводится магнитофонами, и буквально в каждом
доме появляются неофициальные записи песен Высоцкого. Это
неподцензурное творчество не нравится власти – Высоцкого
часто не утверждают на роли в кино, его песни не допускаются
на радио и грампластинки.
Почти повторяя судьбу другого русского поэта – Сергея
Есенина, уже прославленный артист и бард женится на заграничной
знаменитости. Оставив семью, Высоцкий связывает свою жизнь
со звездой французского кино, актрисой русского происхождения
Мариной Влади, за несколько лет до этого потрясшей советский
народ своей ролью в фильме "Колдунья" по повести А. Куприна
"Олеся".
В театре на Таганке, где играет теперь Высоцкий, то дают
ему главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько
раз Высоцкий был близок к смерти – он попадает в реанимацию
из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности,
злоупотребления алкоголем. Заграничная супруга вводит актера
и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе выходит
несколько пластинок Высоцкого. Появляются значительные роли
в кино и на телевидении. Однако все обрывает смерть.
28 июля 1980 года Москва хоронила Высоцкого. Похороны стали
скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья
"застоя" выразителем и обличителем которого был Владимир
Высоцкий. Он умер в возрасте 42 лет, совсем не на излете
творчества, а как раз обретая зрелость большого поэта и
артиста.
Властелин души народной
До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше –
актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого
весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором
делает их произведениями искусства. Другие говорят, что
никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться
по степени оригинальности и таланта с его песнями.
Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда,
пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона
его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его
песни – чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей:
шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние
годы творчества – от лица самого себя. Здесь смешаны
актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности
Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на
сцене – Галилей и Гамлет, на экране – геолог в
картине "Короткие встречи" белогвардейский офицер в фильме
"Служили два товарища", радист в "Вертикали" и, конечно
же, Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".
И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил,
в большой степени, из-за социально-политической ситуации,
в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый
"застой" казалось многим, обречен на вечное существование.
Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука
полунищенского прозябания ввергли мужское население страны
в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие
в адрес власти.
Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен
и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о
том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился
о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он
один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а
делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна
юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою
любовь к нему: «Он не врал». Сейчас мы живем в другой стране,
но остались многие беды тех лет, добавились новые проблемы
и несуразности. Жаль, что Высоцкого нынешней эпохи у нас
нет.
На мой взгляд, песни Владимира Высоцкого, в большинстве
своем, остались в прошлом, историческим свидетельством.
Зато успешно развиваются его манера и стиль исполнения,
породившие недавно даже новый жанр: "русский шансон". Прекрасно
смотрятся роли Высоцкого в кино. Некоторые его стихи, напечатанные
в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией.
Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской
литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся,
не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество
были не напрасны и, как говорил другой поэт, "любезны народу".