Песня и стих - это бомба и знамя и голос певца
поднимает класс
- ДО КАКИХ ПОР мы будем говорить о Евтушенко, Вознесенском
где угодно, только не на молодежных вечерах, диспутах,
собраниях?. - примерно так сказал первый секретарь
Тюменского горкома ВЛКСМ, выступая на недавнем областном
комсомольском активе.
Ясно, что Сергей Великопольский имел в виду не только
творчество названных поэтов. Мы почти не говорим о
современной поэзии, литературе, о современной музыке.
Хотя вряд ли нужны доказательства: тяга ко всему новейшему
у молодежи была сильна во все времена.
К чему ведет диспропорция интереса и возможности получить
информацию? Сведения берутся часто не из первоисточника.
И сама информация может оказаться не той или без необходимого
комментария.
...Юрий Белкин "открыл" современных бардов через "фарцовщиков',
тех, что промышляют у иностранцев то порнографию,
то нейлоновые панталоны и из-под полы спекулируют
этим "добром". Среди предметов "импорта и распродажи
на внутреннем рынке немалую толику занимают модные
записи разных там западных "хиппи" и див. Как свидетельствуют
вполне официальные источники, "король джаза" Белкин
выполнял неблаговидную роль "бизнесмена" с 1962 года.
Он переписывал пересылаемые ему по почте "шедевры"
на пластинки, магнитофонные ленты и сбывал дальше
по три рубля за штуку.
Будучи пойманным за руку, он авторитетно заявил, что
"хиппи" в Тюмени теперь не в цене, что на рынке их
потеснил другой товар - определенного сорта опусы
некоторых современных "бардов" и "менестрелей".
ИЗВЕСТНО, что в целом творчество бардов явление сложное
я довольно пестрое. Часть их произведений по праву
вливается и общее песенное половодье, а другая отсеивается,
остается "песня [так в тексте,правильно:
песней -Ред.] для себя", для узкого круга.
Эта часть песен и сочинялась-то порой для забавы,
без всякой претензии быть песней для всех. А есть
и такие, что сочинялись и исполняются - это уже зависит
от вкуса - на полнейшем серьёзе и с упоением. Пел
же ведь кто-то когда-то, скажем, такое:
Увы! Куда ни покажуся,
Родные гонят прочь меня.
Пойду я в море утоплюся,
Пускай несет меня волна... [1]
Пели еще, например, такую лакейскую песню:
"Что за славная столица, развеселый Петроград". Несколько
лет назад отшумел по городам и весям сердцеед "Мишка".
Все это благополучнейшим образом отметается, забывается
и служит потом лишь курьезным примером известных запросов
известного времени.
У многих нынешних песен бардов похожее будущее. Вообще
говоря, эти песни можно долго и тщательно делить по
качеству, жанрам, по назначению. Тут есть песни грустные
и забавные, песни-шутки, баллады, притчи, пародии.
Белкин же выбрал для своего бизнеса песнопения, рядом
с которыми дребедень, достойная нэпмановских граммофонов,
покажется классикой. Нам скажут, что песни, мол, тут
ни при чем, что спрос рождает предложение, а спекулянту
в сущности все равно чем спекулировать - были бы деньги.
Да, это верно, пожалуй. Мы не согласны лишь с тем,
что песня тут уж совсем ни при чем. Песни, в которых
воплощена душа народа, народ поет и любит. Они, песни
эти, не знают границ и не нуждаются в услугах Белкина
и К°.
А вот через Белкина, поодному каналу с заморскими
панталонами, идет сорт творений, который прилюдно,
как и панталоны, показывать не заведено. Словом, они
нашли достойный их способ распространения и потребителя.
В отдельных случаях эта песня идет на бульвар. Да
и как идет!
Смотрим недавно - фланирует по Тюмени заросший отрок
в немыслимых клешах. По швам бубенцы. На животе -
портативный магнитофон и, простите, песни. Про "халяву
рыжую", "Нинку-наводчицу".. . Парнишка млеет от сознания
новомодности и интереса прохожих к себе, не замечая,
что интерес-то примерно того же порядка, что к экспонату
в паноптикуме "женщина с бородой". Парнишка уверен,
что не продешевил [так
в тексте; правильно, вероятно, должно быть: "не
переплатил" - Ред.], отдав за ролик трешницу.
Ему гораздо важнее быть носителем "моды" и щеголять
ею, чем понимать, ЧТО эта мода с собой несет.
Конечно же, зрелому человеку на дух этих песен не
надо. А если он их и прослушает раз-дру-гой, то к
нему они не пристанут. Для поклонения этому творчеству
нужна особая почва. И вот волосатый отрок их принял
как откровение, как крик моды, и, самое худшее, эти
творения становятся вольно или невольно частью его
идеологии, вкусов ,запросов.
Это явление - песенное хулиганство - не безобидно.
В нем, если хотите, отражен один из способов духовного
разложения молодежи.
НЕДАВНО в Тюмени, на судостроительном заводе, где
работает "король", состоялся вечер городского комсомольского
актива "И в музыке есть политика".
Его участникам было предложено прослушать ряд изъятых
у Белкина песен в магнитофонной записи.
"МАРАЗМ" - таково было общее мнение о прослушанном.
Где же, спросили выступавшие, на каком дне наскребли
барды эту "лексику" - "стерва", "тюряга"; эти "образы"
(все та же "Нинка-наводчица", "халява рыжая", ухари
пошляки) людей с социальными да и клиническими отклонениями
от нормы [2].
К ним примыкает другой тип героя, который метит чуть
ли не в правдолюбцы, в оценщики моральных ценностей
нашего строя. Этот подался ни много - ни мало в певцы
социальные. Ему наша жизнь представляется психолечебницей,
а идеалы ее - миражем. Мораль:
...рассказал бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую,
Ей-богу, этот Гоголь бы
Нам не поверил бы.
Выход из этого одни барды видят в призыве к неким
варягам: "Спасите наши души . Другие считают, что
лучше "лечь на дно, как подводная лодка, чтоб не могли
запеленговать" [3].
С чьего это голоса? Даже враждебные нам радиостанции
и газеты все чаще воздерживаются от таких приемов.
Эти же песни-сплетни, песни-пасквили, в которых секс,
индивидуализм, глумление над человеком смешаны с махровой
антисоветчиной, распространяются, по существу, свободно.
Вот до чего доводит отдельных бардов отсутствие творческого
и идейного контроля. В таких песнях нет ни грана правды,
принципиальности.
Большую, пусть даже горькую, правду можно и должно
высказывать открыто и прямо - средств для этого предостаточно.
Можно и должно, однако для этого надо иметь за душой
гражданское мужество, зрелость, глубокую убежденность.
И самое главное - надо иметь, что сказать, что спеть
людям.
На вечере выступили инженеры, рабочие, студенты, творческая
молодежь. Они со всей прямотой сказали:
- За "творчеством" отдельных бардов нет ничего, никакого
общественного мнения. Кто им дал право судить о народе
и обращаться к нему?
Вечер показал, что пришла пора во весь рост встать
на борьбу с безвкусицей, пошлостью, аполитичностью
С ЧЕГО начинать? Может, с анализа того, что привлекает
молодых в сомнительного качества музыке? Как сказал
один из выступающих: "поискать. на чем нас покупают,
представить эту песенную якобы смелость в истинном
виде". И главное, над чем необходимо задуматься: что
мы предложим взамен? Вечер поставил этот вопрос. Комсомольский
актив пока не был готов на него ответить А думается,
не случайно Белкин "возник" на предприятии, где уже
два года не могут найти пропагандистов, где все это
время политической учебы практически нет.
Но это, в конце концов, разговор не только одного
вечера. Нужны встречи, творческие, в разной обстановке,
разговоры по существу. Нужно дать отпор тем, кто портит
песню, кто подменяет ее дурно пахнущим суррогатом.
"Тюменский
комсомолец" (Тюмень) 14 июня 1968 года
Прим.ред.: [ 1] Необычайно
убедительная аргументация, не правда ли: "пел кто-то
когда-то". Думается, на основании таких "улик" можно
обвинить любого певца и поэта в чем угодно, впрочем,
это и было проделано (статья "Да, с чужого голоса!").
[2] Жаль, что рафинированные
"выступавшие" не пригласили на свой вечер рабочих
этого самого судостроительного завода и не спросили
их: не приходилось ли тем когда-либо встречаться с
подобной - или еще более хлесткой - лексикой и с подобными
персонажами и насколько редкими были подобные встречи.
[3] Здесь нам вспоминается что-то
гоголевское - что-то о знаменитой унтер-офицерской
вдове, которая сама себя высекла. Выдавать себя за
знатока песен бардов и, в частности, Высоцкого, и
вдруг обнаружить, что понятия не имеешь, что обе упомянутые
песни принадлежат именно Высоцкому - какой "прокол"...
В.Дузь-Крятченко
Итак,
вы прочли корреспонденцию, опубликованную после собрания
комсомольского актива Тюмени, корреспонденцию обтекаемую
и неконкретную. Что, вам она не показалась таковой?
Вы, наоборот, считаете, что она весьма конкретно и
остро направлена против талантливого направления в
поэзии, против свободы творчества? Ну, это вы недопонимаете...
Чтобы во всем полностью разобраться, читайте статью
второго секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ Е.Безрукова
"С чужого голоса".