|
Лето 1973 года
Москва. ЦК КПСС П.Н.Демичеву
Уважаемый Петр Нилович!
В последнее время я стал объектом недружелюбного внимания
прессы и Министерства культуры РСФСР.
Девять лет я не могу пробитая к узаконенному официальному
общению со слушателями моих песен. Все, мои попытки решить
это на уровне концертных организаций и Министерства культуры
ни к чему не привели. Поэтому я обращаюсь к Вам, дело касается
судьбы моего творчества, а значит, и моей судьбы.
Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон,
на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет.
Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого
общения со зрителями, отобрать песни для концерта, согласовать
программу.
Почему я поставлен в положение, при котором мое граждански
ответственное творчество поставлено в род самодеятельности.
Я отвечаю за свое творчество перед страной, которая поет
и слушает мои песни, несмотря на то, что их не пропагандируют
ни радио, ни телевидение, ни концертные организации. Но
я вижу, как одна недальновидная <...> осторожность
работников культуры, обязанных непосредственно решать эти
вопросы, прерывает все мои попытки к творческой работе в
традиционных рамках исполнительской деятельности. Этим невольно
провоцируется выброс большой порции магнитофонных подделок
под меня, к тому же песни мои в конечном счете жизнеутверждающи
и мне претит роль "мученика", эдакого "гонимого поэта",
которую мне навязывают. Я отдаю себе отчет, что мое творчество
достаточно непривычно, но так же трезво понимаю, что могу
быть полезным инструментом в пропаганде идей, не только
приемлемых, но и жизненно необходимых нашему обществу. Есть
миллионы зрителей и слушателей, с которыми, убежден, я могу
найти контакт именно в своем жанре авторской песни, которым
почти не занимаются другие художники.
Вот почему, получив впервые за несколько лет официальное
предложение выступить перед трудящимися Кузбасса, я принял
это предложение с радостью и могу сказать, что выложился
на выступлениях без остатка. Концерты прошли с успехом.
Рабочие в конце выступлений подарили мне специально отлитую
из стали медаль в благодарность, партийные и советские руководители
области благодарили меня за выступления, звали приехать
вновь. Радостный вернулся в Москву, ибо в последнее время
у меня была надежда, что моя деятельность будет наконец
введена в официальное русло.
И вот незаслуженный плевок в лицо, оскорбительный комментарий
к письму журналиста, организованный А.В.Романовым в газете
"Советская культура", который может послужить сигналом к
кампании против меня, как это уже бывало раньше.
В Городке космонавтов, в студенческих общежитиях, в Академгородке
и в любом рабочем поселке Советского Союза звучат мои песни.
Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего
общества, имея такую популярность. Странно, что об этом
забочусь один я. Это не простая проблема, но верно ли решать
ее, пытаясь заткнуть мне рот или придумывая для меня публичные
унижения?
Я хочу только одного - быть поэтом и артистом для народа,
который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется,
в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют
наше общество.
А то, что я не похож на других, в этом и есть, быть может,
часть проблемы, требующей внимания и участия руководства.
Ваша помощь даст мне возможность приносить значительно больше
пользы нашему обществу.
В. Высоцкий
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S (*)
Разумеется, "внимания и участия руководства" ожидать не
приходилось. Демичев даже не соизволил ответить Высоцкому.
Он передал его письмо зав. отделом культуры ЦК Шауро. Тот,
в свою очередь, передал письмо своему заместителю Тумановой,
которая написала в ЦК записку без права публикации лишь
14 июня 1973 года. Таким образом, письмо блуждало по коридорам
"блюстителей порядка" два месяца без трех дней.
Приводим эту записку полностью.
На No. 63382
В ЦК КПСС обратился артист Московского театра драмы и комедии
(на Таганке) т.Высоцкий В.С. с письмом, в котором ставит
вопрос о разрешении ему концертной деятельности, а также
высказывает свое несогласие с корреспонденцией в газете
"Советская культура" от 30 марта с. г. по поводу его публичных
выступлений в гор. Новокузнецке.
По сообщению Министерства культуры РСФСР (т. Зайцева Е.В.)
(первый заместитель министра культуры РСФСР,- М.Г.), гастроли
т. Высоцкого В.С. в гор. Новокузнецке были проведены помимо
"Росконцерта", на который возложена организация концертов
и ответственность за их качество. Тов. Высоцкий В. С. не
имеет аттестации государственной комиссии, необходимой для
получения права на концертную деятельность. В связи с этим
ему не утверждалась тарифная ставка для оплаты его концертов.
За нарушение "Положения о порядке организации и проведения
гастрольно-концертной деятельности в стране", утвержденного
Министерством культуры СССР, на директора Новокузнецкого
театра т. Баратца Д. О. и начальника Кемеровского областного
управления культуры т. Курочкина И.Л. наложены строгие административные
взыскания.
В беседе, состоявшейся у начальника Главного управления
культуры Мосгорисполкома т. Покаржевского Б.В., автору письма
разъяснен порядок прохождения аттестации артистов и организации
их концертных выступлений.
Кемеровский обком КПСС (т. Кузьмина З.В.) подтвердил правильность
критического выступления газеты "Советская культура" по
поводу концертов т. Высоцкого В. С. (ответ ОК КПСС напечатан
в газете "Советская культура" от 24 апреля).
Зам. зав. Отделом культуры ЦК КПСС 3. Туманова
Все эти документы впервые экспонировались летом прошлого
года в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса на выставке секретных
архивных документов бывшего Союза.
Система "выкручивания рук" сработала точно. Однажды Высоцкого
спросили, почему он такой грустный. Поэт ответил: "А чего
особенно веселиться?!" И действительно, веселиться было
не от чего: его травили, запрещали, унижали, распространяли
всевозможные слухи и сплетни. КГБ в этом плане всегда преуспевал:
несколько раз он был похоронен, несколько раз он "уезжал
за бугор" и не возвращался, несколько раз отсидел.
А Высоцкий и сегодня живет и дерзает.
Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем не угадать.
Но лишь одно наверняка я знаю
Мне будет не хотеться умирать!
Посажен на литую цепь почета,
И звенья славы мне не по зубам...
Эй! Кто стучит в дубовые ворота
Костяшками по кованым скобам?!
Ответа нет. Но там стоят, я знаю,
Кому не так страшны цепные псы,
И вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы.
...Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока
и выбегу в грозу!
Кто в сегодняшней России готов "выбежать в грозу"?
Где он, истинный российский бард?!
(*) - вставка из
другой статьи |