Предлагаем вам ознакомиться с материалом, впервые опубликованным кемеровским журналистом
В.Плющевым в 1990 г. в местном альманахе "Провинция".


"Я ОГЛОХ ОТ УДАРОВ..."



В наших руках оказались интересные документы, в подлинниках и в копиях, сохранившиеся в Кемеровском областном управлении культуры. Из них наглядно следует, что кусать, травить В.Высоцкого в эти годы не являлось только прерогативой "Центра". Периферия также стремилась приложить к этому свою руку, внести свою лепту.
Многие новокузнечане помнят февраль 1973 года ,как праздник встречи с В.Высоцким. Вместе с артистом Войтенко он дал 17 концертов в сибирском городе.
Мы не знаем, у кого и как из Новокузнецкого драматического театра им. Серго Орджоникидзе родилась идея пригласить с гастрольными спектаклями В.Высоцкого, тогда уже знаменитого исполнителя своих песен.
Приглашение было реализовано.
Для начала необходимо было договориться с администрацией театра на Таганке. Нам не известен документ, направленный в Москву. Зато ответная телеграмма Таганского руководства - вот она:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Министерство Герб
СССР

связи СССР

 

 

Москвы 4\9 35 4 1245

г.Новокузнецк Директору театра драммы БАРАЦ

- Не возражаю против выступления артиста Высоцкого в Новокузнецком театре драмы при условии
официального оформления и согласования вашего управления культуры с начальником главного
управления культуры Мосгорисполкома Б. В. Покаржевским -ДУПАК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По-видимому, с Б.В.Покаржевским проблем не было.
Вновь слово документу:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Главное управление
культуры исполкома Моссовета
МОСКОВСКИЙ
театр драмы и комедии
на Таганке

г Москва ул Чкалова 76 N 139
23 феврвля 1973 г

ДИРЕКЦИИ НОВОКУЗНЕЦКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО
ТЕАТРА им СЕРГО ОРЖОНИКИДЗЕ

На Ваш запрос сообщаем Вам, что артист Высоцкий В.С. является актером высшей категории и, согласно тарификации, получает заработную плату в размере 150 руб. в месяц.


Зам директора театра
Ст бухгалтер

З Бахрах
Н Голованёва

 


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Возникает один вопрос: почему письмо датировано 23 февраля, а спектакли, как известно, состоялись 4-8 февраля 1973 года? Логичнее, чтобы подобная информация была в театре до гастролей, а не после. Остается предположить, что все делалось в спешке, а оформлялось задним числом.
Тем более что в акте проверки сказано: "3 февраля 1973 года по приглашению дирекции театра Новокузнецкой драмы из г.Москвы из театра на Таганке приглашены артисты Высоцкий В.С.и Войтенко В.И.. которые работали с 4 по 8 февраля 1973 года с концертной программой "Драматическая песня", сценарий которой написан артистом Высоцким В С
Как положено, в таких случаях подписываются договоры с Высоцким и Войтенко.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  УТВЕРЖДАЮ  

Директор театра

  Д.Барац
  ДОГОВОР  


Мы. нижеподписавшиеся, заместитель Новокузнецкого драмтеатра им. С.Орджоникидзе [так в тексте - Ред.] Арнопольский Михаил Самуилович, именуемый в дальнейшем Театр", и артист Войтенко Виталий Иванович, именуемый в дальнейшем Артист", составили договор о следующем:
1. "Театр" приглашает "Артиста" для участия в гастрольном спектакле "Драматическая песня" с артистом
Высоцким В. с 4 по 7 февраля в 17 спектаклях.
2. "Театр" оплачивает "Артисту" согласно его тарификации по 34руб. 50 коп. за каждый спектакль (из расчета 11 руб. 50 коп. Х 3 - 34 руб. 50 коп.).
3. Сумма всего договора составляет 586 руб. 50 коп. (Пятьсот восемьдесят шесть руб. 50 коп.).
4. "Театр" оплачивает "Артисту" проезд самолетом из Москвы до Новокузнецка и обратно.
5. "Театр" оплачивает "Артисту" проживание в гостинице в номере "полулюкс".
Договор вступает в силу с момента подписания и расторжению не подлежит.


Юридические адреса сторон:

- "Театр" - Новокузнецк, Кемеровской области, Драмтеатр им. С.Орджоникидзе
- Войтенко Виталий Иванович, проживает г.Москва (полный адрес в документе имеется. - В.П.)
Паспорт (полные данные в документе имеются. - В.П.)

ТЕАТР М.Арнопольский
АРТИСТ В. Войтенко

Министерство культуры СССР

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
АТТЕСТАЦИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ АРТИСТА
N 13480

Фамилия
Имя
Отчество
Год рождения
Образование
Исполнительская специальность

Печать Мин. культуры Таджикской ССР
Подпись Министр культуры Таджикской ССР

Войтенко
Виталий
Иванович
1922
Высшее специальное
Артист разговорного жанра





Действительно по 1 января 1976 года

ТАРИФНАЯ КАТЕГОРИЯ АРТИСТА
Постановлением коллегии Мин культуры
Таджикской ССР N 1\2
от 2 февраля 1972 г

Установлена по первой категории.
Разовая ставка Одиннадцать руб. 50 коп.
Печать Министерства культуры Таджикской ССР

Подпись

 
Настоящее удостоверение предоставляеть право артисту выступать на концертной эстраде

УТВЕРЖДАЮ:
Директор театра Д Барац

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОГОВОР

Мы, нижеподписавшиеся, зам. директора Новокузнецкого театра им. С.Орджоникидзе
Арнопольский Михаил Самуилович, именуемый в дальнейшем Театр и артист Московского театра драмы
и комедии на Таганке Высоцкий Владимир Семенович, именуемый в дальнейшем "Автор", составили договор о нижеследующем:

1. Театр получает, а Автор обязуется подготовить спектакль под названием "Драматическая песня".
В работу Автора входит:
а) тексты 12 интермедий "О театре и кино".
б) тексты 15 песен для спектакля.
в) музыка для 15 песен.
2. Авторское исполнение спектаклей на сцене Новокузнецкого театра в период с 4 по 7 февраля 1973 г.
в количестве 17 спектаклей.
3. Театр обязуется оплачивать Автору следующее вознаграждение:
а) за тексты к интермедиям из расчета по 50 руб. за каждую интермедию - всего 600 руб. за 12 интермедий;
6) за тексты песен из расчета по 50 руб. за песню, всего 750 руб. за 15 песен;
в) за музыку для песен из расчета 100 руб. за песню, всего 1500 руб. за 15 песен;
г) за каждое выступление Театр оплачивает по 49 руб. 50 коп. за спектакль, а всего 841 руб. 50 коп.
за 17 выступлений (из расчета театрального оклада 150 руб.). Разовая ставка 16 руб. 50 коп. приравнивается
эстрадной ставке за гастрольный спектакль
16 руб. 50 коп. Х 3 - 49 руб. 50 коп. Сумма всего договора составляет 3693 руб. 50 коп. (Три тысячи шестьсот
девяносто три руб. 50коп.).
4. Театр оплачивает Автору проезд от Москвы до Новокузнецка и обратно самолетом.
5. Театр оплачивает Автору номер "люкс" в гостинице в период выступления с 4 по 8 февраля 1973 г. включительно.
Договор вступает в силу с момента подписания и расторжению не подлежит.

Юридические адреса сторон:

Театр - г.Новокузнецк, Кемеровской обл.. Театр им. С.Орджоникидзе.

Автор - Высоцкий Владимир Семенович, проживает г.Москва, ул.Шверника, д. 11, корп.4, кв.41.
Паспорт 1-СЕ N682669, выдан 91 о/м 15 декабря 1969 г. детей двое, год рождения 1962 и 1964.

ТЕАТР М.Арнопольский
АВТОР В.Высоцкий

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Автор представляет сценарий. Художественный совет театра рассматривает его.
Конечно же, поэт на сцене не считал себя скованным в произнесении текста, зафиксированного на бумаге. Безусловно, он импровизировал, как и всегда.

На этом всё вроде и закончилось.
Но......

Предоставим слово документам:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

AKT
дополнительной проверки Новокузнецкого драматического театра им. С. Орджоникидзе
г. Новокузнецк 26 сентября 1973 г

Па основании приказа начальника областного управления культуры N 335 от 14 сентября 1973 г. проверка проведена заместителем главного бухгалтера управления культуры Матвеевым Н.Т. в присутствии директора Новокузнецкого драмтеатра Барац Д.О. и ст. бухгалтера театра Беляевой М.А., которые являлись распорядителями кредитов за проверяемый период.
Проверка начата 18 сентября 1973 г.
окончена 26 сентября 1973 г.


Проверкой установлено:
3 февраля 1973 г. по приглашению дирекции театра Новокузнецкой драмы из г. Москвы из театра на Таганке приглашены артисты Высоцкий В.С. и Войтенко В.И., которые работали с 4 по 8 февраля 1973 г. с концертной программой "Драматическая песня", сценарий которой написан артистом Высоцким В.С. Всего проведено концертов и творческих встреч 17 (семнадцать).
Валовой сбор за проведенные концерты составил для театра 41,0 тыс. руб.
Согласно договору, заключенному дирекцией театра с артистом Войтенко В.И., за каждое его выступление театр оплачивает из расчета его тарификации за концерт 11 руб. 50 коп. в тройном размере, или 34 руб. 50 коп. за концерт. Всего ВоитенкоВ.И. сыграно 17 концертов, или ему выплачена заработная плата 586 руб. 50 коп.
3 февраля по договору, заключенному с артистом на Таганке [так в тексте - Ред.] Высоцким В.С., последний продал сценарий музыкального спектакля "Драматическая песня" в двух частях Новокузнецкому драмтеатру за 2852 руб. Договор с Высоцким В.С. не был соблюден по всем статьям, и ему, как автору чужих стихов, незаконно выплачено за стихотворение "Я не люблю" стр. 8-9 (это страницы в тексте сценария. - В. П.) в сумме 50 руб.; стихи "Когда на смерть идут-поют" из спектакля "Павшие и живые" стр. 9-10 (см. предыдущее примечание - В.П.) - 50 руб.; за стихи "Человек за бортом", автор Евг. Евтушенко стр. 14-15 (см. предыдущее примечание - В.П.) в сумме 50 руб., и всего как автору стихотворных строк незаконно выплачено 150 руб. За написание музыки по сценарию Высоцкому за 15 песен выплачено 1500 рублей, или 100 руб. за песню. В сценарий, который он продал театру, были включены песни, музыку к которым он написал в прошлые годы, и песни эти были проданы автором другим театрам Союза. Поэтому вторично их продать Новокузнецкому театру он не имел права. Так, например:
музыка к песне "Последний парад" продана театру сатиры в г. Москве.
Песню "Солдаты группы "Центр", написанную В.Высоцким, авторское право продано театру на Таганке
в г. Москве.
Песня "Братские могилы" исполнялась и спектакле "Павшие и живые", затем исполнялась в кинофильме
"Я родом из детства", а затем записана на грампластинку.
Только за проданный сценарий Высоцкии незаконно получил из театра 1650руб. (см. сценарий "Драматическая песня").
За 17 выступлений Высоцкому выплачено зарплаты 841 руб. 50 коп., из расчета его тарификации 16 руб. 50 коп. в трехкратном размере Х 17 - 49 руб. 50 коп. Х 17-841 руб. 50 кон.
Акт оставлен в 4-х экземплярах.


Зам.главного бухгалтера
Управления культуры

Директор Новокузнецкого театра
Ст. бухгалтер театра


Н.Матвеев (подпись)

Д.Барац (подпись)
М.Беляева (подпись)
Один экземпляр акта передан в следственные органы.
 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сочинителям акта, этого перла бухгалтерского искусства, ясно как божий день, что В.Высоцкий умыкнул у театра гонорар за стихи и музыку, хотя в договоре и не оговариваются особо тексты новых песен автора.
При этом Высоцкого пытаются еще и уличить в литературном воровстве. С чего бы так сурово,
если все песни и так вроде бы оплачены незаконно, по мнению проверяющих, А так пахнет дурнее!
Держите вора!
Вот он - украл у Евтушенко, украл у Вознесенского, да и у покойного Гудзенко кое-что прикарманил.
Сели в лужу "товарищи от культуры": В "Интермедии " автор рассказал о спектакле "Антимиры",
поставленном на стихи А.Вознесенского. А затем взял да и исполнил свое кровное "Я не люблю",
написанное еще в 1968 году. Ну откуда чиновникам было знать об авторстве, когда эти стихи увидели печать только после смерти поэта?
Бес попутал контролеров и со стихами "Человек за бортом", которые они по незнанию своему и по той же самой причине, что и с "Я не люблю", приписали Евг. Евтушенко. Написаны же они были
Высоцким еще в 1969 году.
Совсем конфуз вышел с военными стихами С.Гудзенко. Здесь подвела проверяющих простая арифметика.
В договоре сколько песен оговорено? Пятнадцать.
И в сценарии их пятнадцать, сверх того начало "Песни о друге" и стихи С.Гудзенко. Ах, как хотелось поймать гастролера!
Однако откуда-то два бухгалтера в компании с директором, судя опять же по акту, поразительно осведомлены
о том, где, когда, кому из авторского права было уступлено.
Вот, наконец, рождается главный документ. Наконец загромыхало, потянуло серой, припугнуло прокурором и судом.
Эту эпистолу устроили на фирменном театральном бланке.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кемеровское областное управление культуры
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

г. Новокузнецк
Кемеровской обл.
пр. Металлургов, 28
Телефоны: 4-35-05, 4-64-92
4-30-43,4-36-23

N 200



"27" сентября 1973 г.

Прокурору г. Новокузнецка
тов. МИРГОРОДСКОМУ Л.Л.


По указанию Министерства культуры РСФСР областным управлением культуры проведена проверка Новокузнецкого драматического театра им. С. Орджоникидзе и установлено, что в феврале 1973г. в Новокузнецкий театр из театра на Таганке г. Москва были приглашены артисты Высоцкий В.С. и Войтенко В.И. для проведения
17 концертов по сценарию автора В.Высоцкого "Драматическая песня". Высоцкий В.С. сценарий продал театру драмы за 2852 руб., из них незаконно получил как автор стихов 150 руб. и автор музыкальных песен в сумме
1500 руб., так как стихи с музыкой были ранее проданы другим театрам страны и получен авторский гонорар, право на который им утерян в г. Новокузнецке.
Новокузнецкий драмтеатр и Управление культуры Кемеровского облисполкома просят Вас возбудить уголовное дело по факту злоупотребления и присвоения денежных средств на сумму 2034 руб. 41 коп.
Приложение:
1. Акт ревизии управления культуры на двух листах.
2. Копии трудовых соглашений и тарификаций на 5 листах.
3. Копия сценария "Драматическая песня" Высоцкого В.С. на 32 листах.

Директор театра
Ст бухгалтер
Зам.гл.бухгалтера
управления культуры

Д Барац (подписи нет)
М Беляева (подпись)


Н Матвеева (подпись)
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Неизвестно, по какой причине не сказалось на грозной бумаге подписи директора театра.
Расхотелось директору театра т.Барац Д. платить по обязательствам. Правда, расхотелось "по указанию Министерства культуры РСФСР", что сути не меняет. Раньше, когда звал артиста - хотелось,


Мы не знаем, каким образом далее раскручивалось и скручивалось это дело. Видимо, скончалось оно благополучно там, где и родилось - в недрах аппарата от культуры, - не принеся авторам и исполнителям ни наград, ни лавров. В наших руках подлинники акта и заявления в прокуратуру. Значит, не дошли они до адресата?
Однако известно, что по современным гастрольным меркам, деньги выплаченные В.Высоцкому в Новокузнецке, много меньше сумм, зарабатываемых ныне популярными и не очень популярными артистами.
"Новокузнецкое дело" В.Высоцкого - не мелочь. Даже если сам он и не знал о нем, это страница его жизни, рисующая, как непросто складывались отношения поэта с разнообразными официальными учреждениями.
Решаясь на публикацию этого материала, мы надеемся, что хотя бы немного помогаем биографам В.Высоцкого.

Публикацию подготовил и прокомментировал
Валерий Плющев. "Провинция" вып. 2 Кемерово, 1990





В качестве постскриптума предлагаем нашим читателям познакомиться с тем, как эта история выглядела глазами уже известного им западного журналиста Хедрика Смита.
Перевод с английского


СОВЕТЫ ПОРИЦАЮТ ИСПОЛНИТЕЛЯ ПОДПОЛЬНЫХ ПЕСЕН


МОСКВА, 1 апреля - Владимир Высоцкий, молодая кинозвезда и драматический актер, завоевавший множество поклонников среди молодежи своими хриплыми подпольными песнями, зачастую пародирующими советскую жизнь и государственное устройство, получил официальный нагоняй за проведение нелегальных концертов.
"Советская культура", новый культурный орган Центрального Комитета Коммунистической партии , подверг его в пятницу острой критике за нарушение правил проведения гастролей. В публикации утверждается, что он присваивал нелегальные средства от организованных частных образом концертов при попустительстве официальных лиц в провинциальных городах.
Там был только косвенный намек на то, что реальной мишенью скорее было содержание некоторых из его песен, а не его концертная деятельность. В любом случае, целью атаки, похоже, было как свернуть его деятельность, так и уменьшить его растущую популярность.
В последние годы г.Высоцкий записывал популярные официальные хиты. Развивалась оживленная торговля магнитными лентами и компакт-кассетами с его остроумными и иногда дерзкими пародиями на советскую бюрократию, чинопочитающее чиновничество, всепроникающее воровство из общественных учреждений и обязательную гонку поглощенных вопросами престижа лидеров за победами на мировых спортивных аренах. Эти песни часто записываются, как говорят москвичи - на проходящих поздней ночью встречах под гитару с друзьями и поклонниками.
Он стал фаворитом культурного мира Москвы благодаря приватным вечеринкам, и даже должностные лица Коммунистической партии и государства среднего звена осторожно признают, что имеют записи некоторых из его рискованных песен.
"Я удивлен, что он не в тюрьме за некоторые из вещей, которые поет," - заметил москвич с тонким чувством того, что допустимо. Но г.Высоцкому удалось пройти по натянутому канату, предлагая обычной публике официально одобренные песни или те, что лишь слегка сомнительны, оставляя свои наиболее значимые произведения для маленького кружка доброжелательно настроенных друзей.
Одна песня, называющаяся "Сережка Фомин", является памфлетом на высоких чиновников, которые пересидели II Мировую войну на домашнем фронте, награждая себя высшими национальными знаками отличия:

Пока я проливал свою кровь за страну и дом,
Что-то постоянно жгло меня изнутри:
Я проливал кровь за Сережку Фомина
Пока он сидел там и ничем не рисковал.
Наконец, война закончилась,
Тяжелый груз свалился с наших плеч,
Я встретил Сережку Фомина.
Ого - медаль героя
Советского Союза на его груди.


Многие другие песни Высоцкого посвящены теме советских трудовых лагерей в Сибири, обычно являющейся табу, лагерей, в которых, как считают, г.Высоцкий пробыл некоторое время до 1955 года. Одна из песен представляет особенности жизни в лагерях:

Мы оба приговорены из-за и благодаря случайности.
Он за растрату, а я за любовь к Ксении.
Чека [секретная полиция] набросилась на нас обоих.
И теперь мы с Петровым оба заключенные.
А в лагерях нет жизни вообще.
Окруженные железнодорожными ворами и взломщиками,
Мы подвергаемся жуткому обращению с их стороны
И эксплуатации в очень странных формах.
Что до начальства, им просто наплевать
Почему и как заключенный стал заключенным.
Так что мы решили однажды выбираться,
Но наш план закончился безуспешно.
Нас все время мучат тюремные охранники,
А главный врач тем временем хочет сделать нас любовниками.


г.Высоцкий, которому около 40 лет, - это третий полуофициальный политический трубадур, который стал хорошо известен в последние годы. До него два писателя, Булат Окуджава и Александр Галич, были наказаны за свои сомнительные песни. г.Окуджава был исключен из Коммунистической партии в прошлом году, а г.Галич был исключен из Союза Писателей, потому что он отказался дезавуировать иностранные публикации своих остросатирических произведений о сталинизме и советской политической жизни.
Большинство советских интеллектуалов находят г.Высоцкого сравнительно более умеренным, особенно когда он поет перед большими аудиториями. Тем не менее, "Советская культура" указывает на официальное неодобрение некоторых из его песен, отмечая, что их "литературные достоинства не всегда одинаковы" и цитируя главу официального концертного агентства, выражающего недовольство, что его концертные программы никогда не были "одобрены и утверждены".
Обычно организация концертов, списки песен и их содержание должны быть проверены и одобрены цензорами и специальными чиновниками.
Острие атаки на г.Высоцкого было направлено против его очевидно успешной практики организации концертов вне официальных каналов, даже когда ему удавалось использовать официальные залы.

Он был особо обвинен в том, что дал 16 концертов за четыре дня в индустриальном городе Новокузнецке, в нарушении официальных инструкций, запрещающих более одного концерта в день. Он не был в списке артистов, которым разрешено давать сольные концерты, - было предъявлено дополнительное обвинение.
Он смог организовать эти концерты - и, по слухам, многие другие, не упомянутые в статье - используя, как отмечает "Советская культура" с явным неодобрением, "личные каналы" и заручившись "личной договоренностью с директором местного театра, Д.Барацем, в сговоре с районным департаментом культуры."
"Они решили извлечь выгоду из популярности артиста, - добавила "Советская культура", - Директор театра нарушил все законы и инструкции, предложив артисту "коммерческую сделку", а артист нарушил все этические нормы, согласившись на это, зная заранее, что он собирается заниматься халтурой".
Даты концертов не были приведены, хотя газета сообщила, что около 1000 человек переполняли зал на каждом представлении. Не были также раскрыты никакие карательные меры против г.Высоцкого, ведущего актера московского Театра на Таганке, где он играет Гамлета в наиболее современной версии классики. Но он уже попадал в беду ранее, и каждый раз ему удавалось выкарабкаться.

Хедрик Смит
Специально для "Нью-Йорк таймc"
"Нью-Йорк таймc" (Тhе New York Times) (Нью-Йорк)
2 апреля 1973 года
[2,]

Прим. ред.:
[1] Газета "Советская культура" стала органом ЦК КПСС с января 1973 года, до этого она считалась органом Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.
[2] Статья с незначительными изменениями опубликована также в газете "Интернешнл геральд трибюн"
( International Herald Tribune) (Париж) от 6 апреля 1973 года под названием "Подпольно в России".

 





Реклама
на irrkut.narod.ru
Закрыть [x]