ШАНСОНЬЕ
ВСЕЯ РУСИ.
К
65-летию барда и актера Владимира Высоцкого
Хоть в чем-то, как оказывается, можно числить себя более везучим,
чем даже баловень фортуны Гарри Каспаров. Он имел основания
сетовать, что "никогда не видел живого Высоцкого" - автора знаменитого
песенного диптиха "Честь шахматной короны" и множества других
песен, которые и по сей день на слуху у разных поколений почитателей
замечательного барда и актера.
Мне же - волею обстоятельств - довелось не просто "видеть"
этого "шансонье всея Руси", но и однажды общаться с ним - в
день, когда Владимир Высоцкий давал концерты в нашем городе.
Так что, выходит, не только у меня есть повод испытывать зависть
("белую", разумеется!..) к успехам Гарри Кимовича, но и у него
- к моей нечаянной удаче.
Единственная встреча с Вл.Высоцким, хотя с того момента минуло
более трех десятилетий, конечно же, и по сей день памятна.
В те времена куда чаще, чем иные, в столицу Молдовы приезжали
известные литераторы, актеры, музыканты - и автор этих строк
(уже активно "внештатничавший" в тогдашних "Вечерке" и "Молодежке")
не упускал возможности взять и очередного гостя эксклюзивное
интервью.
Высоцкого удалось "застичь" в гостинице "Кишинэу", в номере,
который он, вероятно, и не успел толком даже разглядеть: вначале
от этого отвлекал диалог с юным "щелкопером" (то бишь с вашим
покорным слугою), а затем за бардом заехали организаторы концертов
- и началась многочасовая круговерть, завершившаяся лишь под
утро следующего дня.
На все вопросы вашего покорного слуги Высоцкий отвечал с предельной
откровенностью, в частности и на касавшиеся его и Театра на
Таганке тогдашних непростых взаимоотношений с власть придержащими.
Без рисовки он говорил о том, о чем в те времена в нашей "глубинке"
были наслышаны немногие, а ныне - общеизвестно: в спектаклях
"Десять дней, которые потрясли мир", "Послушайте! Маяковский",
"Антимиры", "Жизнь Галилея", "Пугачев". Рассказывал и о поставленном
Юрием Любимовым "Гамлете", а также о завершившихся съемках фильма
"Интервенция", в которых был занят в главных ролях.
Шла, конечно же, речь и о песнях, им созданных, знакомых мне,
как и другим сверстникам, по магнитозаписям и фильмам "Вертикаль"
и "Сыновья уходят в бой".
Я (возможно, излишне эмоционально) стал перечислять его творения,
наиболее нравящиеся мне и моим друзьям; собеседник деликатно
прервал меня, сказав, что сегодня многое из упомянутого (а также
еще не известное широкой аудитории) кишиневцам удастся услышать
вживую.
Когда гость отвечал на, увы, традиционный в те времена вопрос
- о "творческих планах" (успев лишь упомянуть о готовящихся
спектаклях "Под кожей статуи Свободы", по одноименной поэме
Евгения Евтушенко, и "Товарищ, верь!" по стихам А.С.Пушкина),
- нас прервали прибывшие за Высоцким визитеры.
Недорасспрошенное пришлось уточнять на ходу - вместе с Высоцким
и его провожатыми сбегая по гостиничной лестнице.
Тогда-то бард и оставил в моем блокноте короткий и емкий автограф:
"Миша, пиши не на ходу! В.Высоцкий". (Увы, в дальнейшем не всегда
удавалось следовать этому мудрому завету...)
В тот день Высоцкий дал два "официальных" концерта - в Зеленом
театре ЦПКО и во Дворце профсоюзов, причем программа второго
выступления лишь частично совпадала с той, что было предложено
заполнившим зал Зеленого театра.
Ну, а затем, уже до крови сбив себе пальцы о гитарные струны,
Высоцкий поздним вечером появился в Русском театре им.А.П.Чехова,
где в течение нескольких часов пел для своих кишиневских коллег-
актеров и немногих, сумевших "просочиться" сюда почитателей
его таланта. (Разумеется, и автор этих строк не пренебрег предоставившейся
ему возможностью.)
Это - внеплановое и совсем уж неофициальное выступление гостя
организовал его близкий знакомый, тогдашний замдиректора Русского
театра Валерий Янклович (в "культовом" телесериале "Место встречи
изменить нельзя", где всем памятен Высоцкий - Жеглов, сыгравший
эпизодическую роль - администратора театра).
Высоцкий, перед тем, как взять в руки гитару, попросил не записывать
его выступления - ибо, в отличие от концертов в Зеленом театре
и Дворце профсоюзов, собирался здесь, в "чеховском", петь не
только разрешенное. Но, понятное дело, местные технари подсуетились
- и затем с этой пленки давали "проверенным людям" переписать
все в ту памятную ночь тут прозвучавшее.
Как впоследствии сетовала одна из истовых поклонниц барда -
актриса Русского театра Ксана Соколова (ныне живущая в Киеве),
магнитозапись могла попасть и не к "проверенным" - и "Володе
бы опять перекрыли кислород". К счастью, подобных последствий
ночной концерт, кажется, не вызвал, хотя опасаться такого исхода
были основания. Ведь и в дальнейшем, до безвременного ухода
Высоцкого из жизни в 1980-м, правители страны, их ценные псы
и лизоблюды травили и шельмовали его, приблизив тем самым смерть
одной из талантливейших личностей той эпохи.
Запоздалое, уже в иной исторический период, присуждение Вл.Высоцкому
(посмертно) звания лауреата Государственной премии СССР выглядело
лишь попыткой хоть как-то загладить свою вину за прежнее непризнание.
Тогдашний (не нынешний!) Никита Михалков в день похорон Высоцкого
оценил значимость ушедшего от нас барда и актера куда точнее:
"Умер народный артист Советского Союза..." Владимир Высоцкий
действительно был народным артистом - в первоначальном смысле
этих слов, и таковым остается и после смерти - хотя соответствующего
звания при жизни и не удостоился. Его песни звучат и поныне
- не утрачивая своей остроты и глубины, а многие фразы из них
многие повторяют как поговорки, возможно, и не всегда зная,
кто их автор.
Это ли не лишнее и убедительное признание истинной народности
поэта и актера?!
P.S. Текст интервью, взятого тогда у Высоцкого, в "Вечерке"
опубликовать не рискнули; пришлось на его основе срочно "сварганить"
информацию, вышедшую под нейтральным заголовком "Актер с Таганки".
Увидеть интервью напечатанным довелось гораздо позднее.
Михаил ДРЕЙЗЛЕР,
газета "Независимая Молдова"
от 23-го января, №009 за 2003 г.