СТРАНА, В КОТОРОЙ ОН ЖИЛ, СТРАНА СОВЕТОВ, ЛЮБИЛА ВЫСОЦКОГО ТАК,
КАК НИКОГО ДРУГОГО.
"Гамлет своего времени", любимый актер, гениальный поэт и певец,
один из немногих, кому удавалось говорить то, что думаешь, невзирая
на запреты и препоны властей. Хриплый голос с затертой кассеты,
имевший невероятную власть над людьми, о которой партия и правительство
не могли даже и мечтать, - все это Владимир Высоцкий.
Казалось, он сумел объединить всю совесть, всю гражданскую
смелость, которая жила в нас - его не слишком смелых современниках,
помнящих сталинские лагеря и пуганых брежневскими "дурками".
О том, что вызывало недоумение и боль, мы шептались по кухням.
Высоцкий орал на всю страну. За всех нас. Сегодня времена изменились:
из 22-х опрошенных на улице ребят от 10 до 19 лет только пятеро
смогли немного рассказать о Высоцком, остальные пожимали плечами
или невнятно бормотали, что впервые слышат это имя. Перечислить
названия фильмов с участием Высоцкого смогли двое юношей 19
лет, они же отметили "Место встречи изменить нельзя" как "лучший
боевик всех времен и народов". Меняются времена, меняются герои.
И все же именно в этот день хочется призвать словами Андрея
Вознесенского:
Врубите Высоцкого!
Врубите Высоцкого настоящего!
Где хрипы и Родина, и горести,
Где восемнадцать лет нам товарищем
Был человек отчаянной совести.
КАК ВЫСОЦКИЙ СНИМАЛСЯ НА КУБАНИ
Молодой артист приехал на Кубань в разгар лета 1965 года на
съемки "Стряпухи". Комедию нужно было снять за три месяца. Высоцкий
сразу вошел в ритм и спокойно переносил неимоверную южную жару.
Рабочий день в станице Красногвардейской начинался с рассвета,
в пять утра. По сюжету фильма Владимир Высоцкий должен был гонять
на мотоцикле. Парень попробовал - не получилось, пришлось подобрать
дублера.
Вообще в фильме, который мы смотрим почти сорок лет, Высоцкого
решительно не узнаем. Да и сам артист себя не узнавал: "Тут
у меня была неудача с пением. Я впервые в жизни в кино пел.
И вот пришел смотреть фильм, вдруг - батюшки мои! - разговариваю
своим хриплым голосом, нормальным, грубым, а выхожу с гармошкой,
пою, но другим голосом, выше и намного. Я режиссеру говорю:
"Что же ты делаешь, Эдик?" А он: "Да тебя не было, понимаешь?
Мы - переозвучили". Я говорю: "Так не могли взять хоть немножечко
с более низким голосом? Народ прямо передергивается в зале -
настолько ясно, что поет другой человек".
Ну это бывает в кино. Да, в "Стряпухе" меня еще и красили.
В кино так бывает: придешь черным - покрасят в белого и наоборот.
Я все думал, зачем это делается? А потом понял, что есть у нас
гримерный цех, гримеры есть - им же тоже надо работать, вот
они и красят".
С режиссером Кеосаяном возникали и разногласия. Артисты возвращались
со съемок около 11 часов ночи. Не успеют войти в хату - тут
же гости. Высоцкий отставлял гармонь в сторону, брал гитару.
До двух ночи веселились. Утром на Володю режиссер недовольно
поглядывал - слишком измученный вид был у парня.
К роли тракториста Андрея Пчелки Высоцкий серьезно не относился.
Но что сделано - то сделано. И все же первый блин не вышел комом.
Более того, кубанская комедия так основательно повлияла на артиста,
что он понял: играть надо только людей серьезных.
Л. РЕШЕТНЯК
"Кубанские новости" (Краснодар)
25.01.2003, №015