"На съемки фильма "Живые и мертвые" ["Мосфильм",
1963 год. Режиссер А. Столпер, роль: веселый солдат, фильм вышел
на экран 22 февраля 1964 года] я попал с подачи Володи Высоцкого.
Это было в августе 1962 года. Столпера и Кочаряна я тогда не
знал, и вдруг они меня вызывают на пробу, дают почитать сцена
рий... Оказалось, это Володя сказал Кочаряну, что, мол, на роль
лейтенанта Хорышева берите Пушкарева - он подойдет. А сам Володя
на эту картину даже не пробовался. Его просто Лева взял на съемки.
В то время у них с Люсей как раз должен был родиться ребенок,
а Володя был без работы. По этому актер в таких случаях соглашается
на все, на любую работу.
Съемки на натуре проходили в сентябре - октябре под Истрой.
Мы - вся съемочная группа - жили там в пионерском лагере практически
целый месяц. Володю это устраивало: там и суточные платили,
и зарплата шла..."
Воспорминания
Игоря Пушкарёва: Как
мы ходили "на войну"
"- Значит, совсем
оторвались от мира,- рассмеялся шофер.
- Вот это ты точно говоришь, что отстали от мира,- хдопнув по
колену шофера из танковой бригады, сказал Золотарев [В фильме
эту роль играл Ю. Дубровин.],- меня, например, взять - я уже
почти три месяца за баранку не держался.
- Мало кто за что по три месяца и боле того не держался,- отозвался
в углу кузова чей-то тонкий веселый голос,- и то пока не жалуемся.
Едем да терпим. А он за свою баранку слезы льет...
В грузовике засмеялись".
[Это
единственная фраза Высоцкого в фильме.]
. Симонов
К. "Живые и мертвые".- М.: "Советский писатель",
I960.- 528 с.
"В фильме Володя сыграл мало - всего три эпизода. Один
из них, наиболее известный,- когда он едет в кузове грузовика.
Но это снимали в мое отсутствие. А вот два других эпизода -
при мне. Первый - в сцене, где разбирают переправу. Я, помнится,
что-то командую, а Володя - в группе солдат. Очень большая массовка,
и, конечно, на общем плане разглядеть нас практически невозможно.
Второй эпизод - когда мы с ним тащим по брустверу пулемет "максим".
Эта сцена для нас памятна тем, что мы тогда, может быть, по-настоящему
ощутили, что такое - быть на войне. Произошло это следующим
образом: сцена выходила плохо, ничего у нас не получалось, потому,
наверное, что я "наигрывал" с этим пулеметом, как
и все обычно делают, изображая войну. И вдруг (для нас это явилось
полной неожиданностью) на съемки приехал Константин Симонов.
Ему была очень важна эта сцена. Что она у нас не получается,
он заметил сразу, приостановил съемку и очень много рассказал
нам о войне...
...Мы с Высоцким слушали как завороженные. И во многом эта беседа
способствовала по следующей удачной съемке нашего эпизода. Думаю,
что и для Володи этот разговор имел в дальнейшем очень большое
значение при написании военных песен".
. Акимов
Б. Из интервью с киноактером и режиссером И. Б. Пушкаревым,
Москва, 1988, б февраля.