"Высоцкий, озорной, не всегда влезающий в рамки принятого поведения,
вечный "душа общества", не [терпел] в этой роли никакой
конкуренции. (...) Редко в компании находился достойный ему соперник.
Тут пускалось в ход (...) все умение. И, конечно же, эпиграммы, необыкновенным
мастером которых он быд(...) Бывало, на лекциях, которые казались
нам скучными (чего греха таить, студенты есть студенты), мы перебрасывались
записочками. В них мы, опять же в шутливой стихотворной форме, пытались
"подколоть" друг друга. (...) Память всего не удержала,
а таких "перлов" было множество. Жалко, что они не записывались".
(Вильдан Р
Лучшая легенда - он сам "Менестрель" стенгазета N 1 1981
г)
"На сохранившемся листке из тетради простым карандашом Высоцкий
записал сочиненные стихи для "капустника" по случаю вручения
шкоде подарка от японских сверстников ( - строчки в подражание Пушкину,
Маяковскому, Симонову, Бальмонту. Поэзией он уже тогда интересовался
всерьез, штудируя разных поэтов, как всем известных, так и малоизвестных,
забытых".
(Л Колодный Детство поэта "Московская правда"
11 июнь 1986 г")
[Трудно представить менее подходящее мероприятие для торжества, чем
"капустник". Аналогия - марш Мендельсона во время панихиды.
В действительности имеется в виду стенгазета-" молния",
выпущенная Высоцким на четвертом курсе шкоды-студии МХАТ. Приводим
ее целиком. ]
ПОДАРКИ ИЗ ЯПОНИИ
В Шкоду-студию присланы подарки от студентов театральных вузов Японии.
Это очень приятно, трогательно и говорит о том, что о нашем существовании
знают не только в Министерстве культуры. Подарков много, но на всех
не хватит. Поэтому они останутся на хранении в студии.
В первой аудитории организована выставка этих подарков.
Поэты прошлого и современности так откликнулись бы на это событие;
Пришли подарки нашей школе,
Почаще б нам их получать.
Банзай! Ура!! Чего же боле?!
Что я могу еще сказать?!
А. С. Пушкин
Нам посылку прислали из далекой
Японии,
Из чужой иностранности
получили ее.
Я пишу из приятности в этой
маленькой "молнии"
- Не вините в нарочности это слово
мое.
Бальмонт
Нам,
а не студентам филармонии,
Прислали посылку друзья
из Японии.
И нам бы
послать им из студии
МХАТа,
Но наша стипендия - маловата!!!
В.
В. Маяковский
Подарки нам шлют не из русской
Смоленщины,
А тысячи милей у них позади.
Храните подарки, как письма от
женщины,
Прижав, как детей, к восхищенной
груди!
К. Симонов
"Для нас, однокурсников Высоцкого, еще в 1956 году не было секрета,
что рядом с нами учится великий русский поэт. Я присутствовал при
написании Высоцким его первого стихотворения в студии. Случилось это
так.
По традиции в сентябре каждого года старшекурсники устраивают вечер
знакомства для первокурсников, где со сцены в виде "капустника"
рассказывают им о жизни студии, о ее традициях, неписаных законах.
А первокурсники тоже должны в конце ответить им и показать себя,-
кто они такие, что за люди. И вот мы стали готовить первое в нашей
жизни такое представление, первый "капустник", за организацию
которого взялся Геннадий Ялович. И вот он узнал, что я детства пишу
стихи, а Высоцкий знает o несколько аккордов на пианино, и поэтому
поручил мне написать слова песни, а Высоцкому - подобрать [мелодию].
Я никак не мог решить - о чем писать, советовался с Высоцким. Мы ходили
по Москве, потом пришли в сад "Эрмитаж". (...) Высоцкий
вдруг отобрал у меня бумагу и карандаш и, не советуясь со мной, написал
слова песни "Среди планет, среди комет...". И после этого
на нашем курсе Высоцкий стал непререкаемым авторитетом всегда, если
нужно было написать какие-то, как он выражался, "художественные
слова на бумаге". (Г
Епифанцев Из выступления в МАДИ г Москва 26 апреля 1984 г)
"[Володя] часто составлял программы, тексты для "капустников",
сочинял шутливые четверостишья. Вот один из его студийных стихов:
Педагогу:
Вы обращались с нами строго,
Порою так, что - не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить.
(Н М Высоцкая
С раннего детства "Менестрель "стенгазета N 1 1981 г)
1960 год, вероятно, июнь. Стихотворение посвящено Е. Ф. Саричевой
- профессору, педагогу по технике речи Школы-студии МХАТ.