"Я одно время все прыгал - все искад какой-нибудь театр
свой: то работал в Театре миниатюр два месяца, потом меня оттуда
прогнали; потом в театре Пушкина - там тоже что-то не случилось.
Поступил в "Современник". Дали мне там дебют - я играл
Глухаря в "Двух цветах".
. Высоцкий
В. Из выступления в МВТУ имени Баумана, Москва, 1979, 26 марта.
"Показ - дело особое, специфическое, чрезвычайно трудное
(...) Поступающий - в "Современник" имеется в виду
- играет, как правило, в фойе театра. Сидит вся труппа (...)
- худсовет, главный режиссер. Показывающийся лишен привычной
атмосферы спектакля, беспристрастного зала, естественных его
реакций (...) А на втором туре (...) - что-нибудь из репертуара
"Современника", актеры которого решают его судьбу.
Помню показ молодого Высоцкого. Он ушел из театра Пушкина от
Равенских, побод-тадся в провинции с Театром миниатюр В. Полякова
и решил попробовать свои силы [в "Современнике"].
Высоцкий (...) был сразу допущен на второй тур. И тут ему самому
пришлось выбирать роли для показа (..). Высоцкий выбрал Маляра
из комедии Бдашенка "Третье желание" и Глухаря из
пьесы Зака и Кузнецова "Два цвета". Надо сказать,
что эти роди играли два ведущих лучших актера театра - Лелик
Табаков и Женя Евстигнеев. Выбрать именно эти две роли было
со стороны Высоцкого, мягко говоря, безрассудно. Куда вернее
было наметить два слабых звена в цепи актерских работ тогдашнего
"Современни ка" и продемонстрировать абсолютное превосходство.
Высоцкий, конечно же, это понимал. Но надо помнить, что это
был уже Высоцкий. И он-то сам об этом знал...
...Сыграл, надо сказать, неплохо, но не блистательно - до наших
ему [тогда] и впрямь было далеко. Не принял "Современник"
Высоцкого в свое святое братство, и пошел Высоцкий искать судьбу
дальше...
...Мы его не взяли, собственно, не по злобе, не по ревности,-
а просто не сумели разглядеть и понять. Но, как известно, все,
что бог ни делает...- в итоге к лучшему. В данном случае для
Высоцкого. Наше решение привело его к Любимову, к Гамлету, к
Гадилею, привело его к самому себе".
. Козаков
М Из выступления в ДК имени Ленина, Ленинград, 1983, 30 сентября.