"После третьего курса [после второго - в июне 1958 года]
мы в учебно-тренировочном o порядке были откомандированы в Павлодарскую
область для обслуживания тружеников целинных земель. Вот где
особенно пригодилось Володино умение быстро и вовремя реагировать
на сущность явления, его сиюминутность и злободневность. Программа
была составлена в двух аспектах, так сказать, академическая
и развлекательная. В первом отделении - отрывки из спектаклей,
художественное чтение, композиции по пьесам. Во втором, естественно,
что-нибудь веселенькое: песни, танцы, пляски, интермедии. Вот
для второй части Володей были написаны куплеты на мелодию известной
песни "У Черного моря" (часто передававшейся в то
время в исполнении Утесова). Помимо заранее написанных, стандартных,
так сказать, "всепогодных" куплетов типа:
Отец за сынка приготовил урок,
Ему оказав тем услугу,
Когда же к доске вызывал педагог,
То парню приходится туго:
На карте он ищет Калугу -
У Черного моря.
было оставлено место для таких, которые бы носили чисто "здешний",
местный характер. Это означало, что перед каждым концертом кто-нибудь
из нас "шел в народ" и из разговоров, бесед узнавал
местные беды, жалобы, претензии. Все это передавалось Володе,
и он тут же (бывало, за 5-10 минут до начала концерта) строчил
куплеты, что называется, "на злобу дня". Например,
мы узнали, что в одном степном колхозе заведующий магазином
обещал достать своим односельчанам живых судаков (это на целине-то!).
То ли ему головушку солнцем припекло, то ли началась белая горячка
(он, говорят, любил "проклятую") - мы не знаем. Но
в концерте моментально прозвучал следующий куплет:
Толпится народ у отдела
"рыбсбыт",
Живых судаков ожидая,
Завмагом, качаясь, в прилавке
стоит,
Торжественно всем заявляя
(шла музыкальная пауза):
"Товарищи, проходите,
не толпитесь! Есть в любом количестве! -
А где? -
(и под заключительную музыкальную фразу)
- У Черного моря".
Конечно, с позиции высокого искусства все это, может, и не соответствовало
мировым стандартам, но принималось всегда восторженно. Как же!
Приехали ; артисты из Москвы и знают, чем o люди живут, что
думают. Попали прямо в самую точку, не в бровь, а в глаз, вот
так!
И вот это умение жить мыслями своих современников, понять их
думы, заботы, стремления; в сочетании с безусловным поэтическим
даром уже тогда послужило основой будущего Высоцкого".
(Вильдан
Р Лучшая легенда - он сам "Менестрель" (стенгазета
N 1 1981)