В августе 1961 года режиссер Ф. Филиппов начал снимать картину "Грешница".
Некоторыми изданиями в перечне киноработ Высоцкого указана и
его роль в этом фильме, в частности: "Спутник кинозрителя",
декабрь 1980 года; стенгазета "Менестрель", № 1/11,
1981; И. Рубанова. Буклет "Владимир Высоцкий", ВБПК,
1983 год; "Со ветский экран", № 3, 1988...
Не избежали ошибки и авторы данной повести в публикации журнала
"Молодежная эстрада", 1987, № 5. В заблуждение ввели
титры фильма, где фамилия Владимира Высоцкого указана "в
эпизодах". Однако сомнение осталось - никто из нас не мог
припомнить конкретного эпизода. Пришлось вновь обратиться в
Госфильмофонд (пользуясь случаем, хотим поблагодарить его директора
М. А. Строчкова, начальника отдела В. И. Босенко и искусствоведа
С. В. Сковородникову за внимание и помощь, оказываемую нашим
исследованиям). Выяснилось, что на экране Владимир Высоцкий
не появляется.
Чтобы окончательно разъяснить это недоразумение, предлагаем
вниманию читателей отрывок из интервью авторов с заслуженным
деятелем искусств РСФСР, кинорежиссером Ф. И. Филипповым, состоявшегося
16 октября 1987 года на киностудии' "Мосфильм".
- Расскажите, пожалуйста, о вашей первой работе с Владимиром
Высоцким.
- В 1961 году, в конце лета или начале осени, я снимал на "Мосфильме"
картину "Грешница" [фильм вышел на экраны 3 сентября
1962 года]. Это был антирелигиозный фильм. В то время прокатилась
целая волна таких картин, например, "Тучи над Борском"
и другие.
Но все они имели один общий недостаток - в них ущемлялись чувства
верующих. А "Грешница", наоборот, призывала верующих
задуматься, образумиться (без всякого давления), порвать с сектой.
- Как вы обнаружили Высоцкого? Он сам пришел на пробы, или вы
его пригласили?
- Нет, я тогда еще не был с ним знаком. Но по моему замыслу
второй режиссер или ассистент искали подходящую кандидатуру.
Я ведь на эту роль не только Высоцкого пробовал, но и других
актеров. Мне понравился Высоцкий. Чувствовалось, что он очень
талантливый человек. С ним было интересно работать, потому что
он не только понимал, что от него требуется, и выполнял это,
но и предлагал какую-то свою трактовку. И персонаж у него получался
живой, самостоятельный.
- Пожалуйста, немного подробнее о фильме и конкретнее об эпизоде,
где был занят Высоцкий.
- Сначала была опубликована повесть "Грешница", автор
ее Николай Евдокимов. Я предложил ему написать сценарий, по
которому в дальнейшем мы и снимали картину. Интересно то, что
в книге эпизода, о котором идет речь, не было. Мы его уже в
сценарий ввели. И оказалось - неудачно, он не отвечал общей
задаче картины.
Там появляется такой персонаж - Пыртиков, инструктор райкома,
который приезжает в колхоз разбираться с главной героиней. Роль
была резкая, нахрапистая. И Высоцкий сумел сыграть такого человека
- прямого, недалекого, мыслящего инструкциями и лозунгами. И
по типажу он очень подошел для этой роди. Сцена подучилась драматическая,
насыщенная. Но стилю картины эпизод не соответствовал, поскольку
этим мы отрицательно влияли на чувства верующих, а к ним, наоборот,
нужно было очень осторожно относиться. Получалось, что представитель
райкома, вместо того чтобы разобраться, очень агрессивно с главной
героиней разговаривает - выясняет, как она попала в секту и
прочее.
Короче, мы вместе с И. Савиной, которая играла главную роль,
и Высоцким пошли к редактору 2-го творческого объединения Шевкуненко.
Долго советовались, взвешивая все "за" и "против",
но в конце концов все же решили этот эпизод из картины убрать.
Вододя огорчился, конечно, это была одна из первых его работ
в кино, причем такая удачная. Да и нам было жалко. Но он все
понял и согласился.
- А как получилось, что инструктор райкома трансформировался
в корреспондента? И почему вообще эта роль упоминается в перечне
его работ, хотя никто Высоцкого в картине видеть не мог?
- Вероятно, из-за титров, где "в эпизодах" указана
его фамилия, это, видимо, по чьему-то недосмотру. А "корреспондент"
получился так: я в свое время (поскольку фильм вызвал большой
резонанс) много давал интервью - ив "Советском экране",
помнится, и в других изданиях. Где-то упомянул и о Высоцком,
но так как он в самом начале эпизода грозится пропечатать в
газете фельетон, то я машинально назвал его корреспондентом.
Отсюда, видимо, все и пошло...
Из воспоминаний
кинорежиссёра Григория Григорьевича Никулина. Саратов обл. киноэкспедиция
июль 1987 г