Однако Высоцкий все-таки сыграл на сцене "Современника"
после злополучного показа - всего один раз.- Авт.
"Весной 1962 года, где-то в конце марта - начале апреля
Высоцкому дали сыграть роль в театре "Современник".
Это был настоящий дебют: на сцене, при полном зале (...). На
спектакле были Лева Кочарян, Инна - его жена, Людмила Абрамова
- жена Володи, я с братом Глебом, друзья. Одним словом, все,
кто его любил.
Тогда Володя ходил без работы, и это был его шанс, которым нужно
было воспользоваться, к чему он со всей ответственностью и подошел.
И использовал его с блеском. Он играл Глухаря так, как мог это
сделать только он. Володя до мелочей знал жизнь своего персонажа,
его подноготную - этого "блатного". Он не играл, не
"перевоплощался" - он был, жил в этой роли. Делал
все с таким блеском, с таким искрометным юмором, присущим ему,
что невозможно было себе представить, что это ввод иди дебют...
Закатанный рукав пиджака, надвинутая кепка-малокозырка, штаны
"пузырем", сапоги "прохоря" с вывернутыми
голенищами, хрипловатый голос, блатные ухватки. Клянусь: сто
из ста, встретив его на улице, ни секунды бы не засомневались
в его социальной принадлежности. Перевоплощение было настоящим.
Но мало того, при всем этом Володя ничуть не выпадал из ансамбля,
а наоборот - очень органично вписывался в уже сложившийся коллектив
(...). Впечатление было такое, что это не ввод, что Высоцкий
репетировал эту роль со всеми вместе от начала работы над спектаклем
и до премьеры. Несмотря на яркость рисунка образа, он не "наигрывал",
не "пережимал" - был естествен...
...Никогда я не видел столь блистательного дебюта. Мы были в
полной уверенности, что он уже там, в театре - уже принят в
труппу. Поздравляли с тем, что он наконец нашел свой театр,
свое место. Все за него радовались. Оказалось - напрасно. Володю
не приняли. Я не знаю, какими соображениями руководствовался
худсовет, поскольку к игре его - заявляю с полной ответственностью
- претензий предъявить, на мои взгляд, было невозможно.
Сейчас говорят: вот если бы мы его взяли, то он не попал бы
к Любимову и не стад бы тем, кем он стад. Ну хорошо- А если
бы не встретился с Театром на Таганке? Если бы Таганка, возникшая
тоже лишь по счастливому стечению обстоятельств, не появилась,-
что тогда? Но... до нее - до Таганки оставалось еще почти два
с половиной года безработицы, скитаний по киностудиям с униженным
согласием играть любые мелкие роди, какие-то кошмарные изнурительные
гастроли на периферии (и это все - имея жену и маленького ребенка).
Трудная была у него тогда жизнь. И помочь ему было необходимо.
Позже Любимов поверил Высоцкому и получил великолепного актера.
"Современник" же свой шанс упустил".
Акимов
Б Из интервью с народным артистом РСФСР киноактером О. А. Стриженовым,
Москва, 1988, 12 февраля