- Так случилось, что я оказался первым, кто увидел во Владимире
Высоцком артиста, и артиста великолепного.
Помню, как он пришел в наш театральный кружок при Доме учителя
- очень юный, обаятельный. Почти сразу стало ясно, что это еще
и необычайно искренний и жизнерадостный человек. Он любил смеяться
и смешить других - последнее ему нравилось особенно, и поэтому
он хохотал, кажется, громче и заразительнее тех, кого смешил.
Первым моим вопросом к нему было: "Что ты умеешь?"
- Утесова могу изобразить,- отвечает.
- Ну давай.
- "Раскинулось море широко..." - это было очень похоже
и очень смешно.
- А еще что можешь?
- Аркадия Райкина могу показать.
И опять - похоже и смешно. Радость и веселье, казалось, были
его привычной атмосферой. Боюсь точно утверждать, но кажется,
уже тогда он был с гитарой. Не знаю, сочинял ли он в то время,
но если и сочинял, то наверняка это носило юмористический характер.
Пятидесятые годы - это было удивительное время. Все мы, деятели
театрального искусства, захвачены обсуждениями и дискуссиями
по поводу публикующегося наследия К. С. Станиславского. Все
эти "правда чувств", "правда живого человека
на сцене" - это было так ново, остро, актуально...
Я тоже оказался страстно увлечен этой проблемой, а значит, и
весь мой театральный кружок и, конечно, Володя. Наши занятия
строились по этим театральным принципам. И если удавалось кому-нибудь
из ребят передать "правду жизни" в своей игре, то
это была для нас большая победа в искусстве. И как же радовался
Володя, если это удавалось ему: хлопал в ладоши, ходил ходуном
- словом, предельно выражал восторг сделанного только что "по
правде".
Говорят, что сохранилась магнитофонная запись, где он называет
своими первыми театральными учителями Павла Владимировича Массальского
и меня. Так вот, я считаю, что меня он назвал не потому, что
я готовил его ко вступительным экзаменам в Школу-студию МХАТа,
а именно за это первое знание "правды жизни" и "правды
чувства" на сцене.
Прошло немало времени, и много стерлось из памяти того, что
касалось нашего кружка. Но я очень хорошо помню старинный купеческий
особняк на улице Горького, где нам было очень хорошо с нашими
ребятами, - занимались мы когда угодно и сколько угодно. Ставили
самое разное: и сцены, и спектакли, большие и маленькие. Кружковцы
все делали сами, начиная от костюмов и заканчивая декорациями.
Сцены у нас как таковой не было, действие шло прямо на полу,
что привносило характер настоящей студийности. Хорошо запомнил
я нашу работу по Чехову - "Из записок вспыльчивого человека".
Это был настоящий спектакль - с замыслом, с музыкой, с оформлением,
но не декорационным, а аксессуарным. Это очень смешное представление
шло под свадебный марш Мендельсона.
Когда Владимир стал уже известным киноактером, он мне очень
серьезно предлагал сделать фильм по этому спектаклю - очень
ему нравилась эта работа.
Профессор
Школы-студии МХАТа В. Н. Богомолов