"В фильме "Карьера Димы Горина" я должен был
этого Горина играть. На наш дипломный спектакль в 1960 году,
когда мы первый раз играли "Предложение", пришли Довлатян
и Мирский. У них это тоже была дипломная работа. И они позвали
меня на роль Горина, причем чуть ли не без проб. Но меня тогда
как раз приглашали во МХАТ, а во МХАТе считали, что кино - это
вообще не искусство и, мол, как ты можешь - только пришел, и
сразу на съемки. Одним словом, я в концее концов отказался от
съемок, хотя они долго меня уговаривали. И Володя - он тоже
там все время крутился и все говорил мне: "Не дури, Роман,
снимайся!", но я отказался - меня же тогда на роль Хлестакова
во МХАТ приглашали! Потом я об этом здорово пожалел:
Хлестакова все равно не получил. А Володя как там подвизался,
так и остался в съемочной группе. И потом сыграл в этом фильме.
Осенью они поехали на съемки".
Отрывки
из беседы с актерами Московского театра имени Пушкина (Вильданом
Р. М.- заеду женным артистом РСФСР), 23 декабря 1987 года:
"В кино (...) сначала мне, честно говоря, не повезло, потому
что я играл все больше людей несерьезных (...) разбитных таких,
нагловатых парней (...) В фильме "Карьера Димы Горина"
[к/с имени Горького, 1961 год, режиссеры-поста новщики Ф. Довлатян
и Л. Мирский. Фильм вышел на экран 8 мая 1961 года] мне (...)
предложили сниматься в роли монтажника-высотника Софрона (...)
Были приятные минуты в этой картине. Во-первых, это все снималось
в Карпатах, когда тянули высоковольтную линию электропередачи.
Съемки были на большой высоте, на сорокаметровых опорах. Я первый
раз в жизни когда туда залез - там ветер, страшно. И я прицепился
пистолетом страховочным и говорю:
"Теперь только меня с аварийной машиной можно снять (...)
А монтажники - эти ребята, у которых мы учились хоть каким-то
навыкам,- они просто как обезьяны. Просто диву даешься, как
они по этим перекладинам-планкам без страховки бегают. Потом
они делают такой трюк: опускают канат с сорока метров, чтобы
не спускаться долго, просто прыгают по этому канату, и в конце,
тормозя руками в перчатках, чтобы не сжечь руки, они останавливаются
внизу. Ну вот жутко, просто дух захватывает смотреть. Но я тоже
научился в конце,- что оказалось не очень трудно".
Высоцкий
В. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск,
октябрь 1970 года.
"Еще в этой картине я научился водить машину, ЗИЛ-130-й.
Так что кусок хлеба под старость дет есть Я играл там и шофера,
по совместительству. Был такой эпизод на второй съемочный день
моей жизни: я должен был приставать в кабине к Тане Конюховой.
А я был тогда молодой, еще скромный. Но это не значит, что я
сейчас... Я тоже сейчас скромный очень. Это я к тому, что я
раньше тоже был скромным Я режиссеру говорю: "Я не буду.
Вы знаете, я ее так уважаю, она такая известная актриса. Как
это я буду пытаться ее обнять? Может, что-нибудь я другое сделаю?
Как-то мне все это..." Он говорит: "Да брось ты дурака
валять Ты - взрослый человек. Читал сценарий? Что ты, в конце
концов?!" Я говорю:
"Ну не могу. Ну, серьезно, не лежит душа у меня. Может
быть, я ей что-нибудь скажу лучше?" Мне Таня Конюхова говорит:
"Да ну, перестань, Володя! Ну, смелее! Ну что ты?"
Я долго отнекивался, наконец согласился. И это было очень приятно".
Высоцкий
В. Выступление в Центральном доме культуры. Усть-Каменогорск,
14 октября 1970 года.
"А когда я ее пытался обнять, это видел все в маленькое
окошко Дима Горин. И когда остановилась машина, он (...), намотав
предваритедьно кепку на кулак, должен был бить меня в челюсть.
Теперь начинается самое страшное. В кино - это самый реалистический
вид искусства - все должно делаться по-настоящему. Экран большой,
лицо громадное - метра три величиной. И поэтому если вы не донесете
кулак до лица - сразу видно. Зритель видит и скажет: "Э,
это вранье!" И вообще, в кино манера исполнения должна
быть очень правдивой, чтобы зритель в это верил. Так вот, все
делается по-настоящему и не один раз, а по многу дублей подряд.
Эту сцену мы снимали 9 дублей, потому что шел дождь, и все время
у оператора был брак. И даже Демьяненко - он играл Горина -
подошел ко мне и говорит: "Володя, ну что делать? Ну, надо!
Ну, давай я хоть тебя для симметрии по другой половине, что
ли, буду бить". Вот так началось мое знакомство с кинематографом
- с такого несправедливого, в общем, мордобития".
Высоцкий
В. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск,
октябрь 1970 года.
"В фильме "Карьера Димы Горина" (...) у нас был
такой смешной эпизод: мы должны были по горной речке против
течения перебегать на ту сторону. Там приехала жена одного из
этих монтажников-высотников, которых мы снимали,- с ребенком
(...) Первый дубль - пробежали, второй - так, тоже как-то, значит...
Третий - уже труднее: вода холодная, горная река, ноябрь месяц,
в полной одежде. Не очень приятно. Потом уже сил никаких нет.
Я пристроился в кильватер (...) Леши Ванина - он играл в "Чемпионе
мира", борец,- чтобы он рассекал волны. Ну, в общем кто
как мог. Мы обессилели, замерзли безумно. Принесли спирт - растирать
(...) Мы сразу же сказали, что мы еще хотим прыгать в воду посде
этого. Вот такие приятные минуты были во время съемок".
Высоцкий
В. Выступление вДСК-3. Киев, 22 сентября 1971 г.