Раннее утро.
Заканчивается перезапись.
После двенадцатичасовой работы на техников звукозаписи
больно смотреть. Исчез румянец даже у самых пышущих
здоровьем.
Звукооператор и я, режиссер фильма, тоже в аппаратной
- мы помогаем заряжать пленки.
Вид, должно быть, у нас не лучше, но мы этого
не видим, а остальные уже ни на кого и ни на что
не обращают внимания.
И вдруг...
Вдруг, как в рождественской сказке, в одно мгновение,
как будто явился Волшебник, с лиц исчезли и мучительная
усталость, и сон, тяжело закрывающий глаза после
ночной смены.
- Здравствуй, Ангвальд! - услышал я известный
всему миру низкий голос.
Не доверяя собственным ушам, я оглянулся и увидел
Волшебника. Волшебником был Володя Высоцкий. Он
имел удивительное воздействие на людей и знал
об этом.
Невысокого роста, в короткой дубленке, какой-то
необыкновенно легкий, он стоял в проеме двери
и улыбался.
Он знал, что видеть его для меня всегда большое
счастье, и доставил мне это счастье, прямо с самолета
приехав на студию.
Это была
последняя встреча в Одессе.
Ташкент опять трясло.
Но теперь это было не землетрясение. Ташкент
тряхнуло неправдоподобное известие о том,
что Владимир Высоцкий приезжает в город и
будет петь во дворце спорта.
Про Володю сочиняли так много невероятных
слухов, что я, грешным делом, усомнился и
позвонил ему в Москву.
Слухи подтвердились! |
Высоцкий с Г. Юнгвальд-Хилькевичем на сьёмках
"Опасных гастролей"
|
Володя прилетел в Ташкент, где я, к счастью,
оказался по своим делам. Это была наша вторая
встреча в этом городе. Первый раз он был здесь
на гастролях с Театром на
Таганке, но жил практически у нас - в квартире
моей жены. Однажды я зашел с ним в гостиницу "Ташкент",
где пустовал его номер, и увидел, что ванна полна
овощами и фруктами. Они лежали, почти заполняя
ее собой, и на них слегка сочилась из крана холодная
вода.
Жирно лоснились огромные красные и розовые помидоры,
на восковой муляж был похож неестествен но крупный
виноград и только до развратности шикарные персики
на вид оставались сухими благодаря своей шершавой
шкурке.
- Зачем тебе это здесь? У нас же все есть... Пропадет!
- сказал я ему.
- Пусть. Красиво,- ответил Володя, что-то переложил,
съел персик прямо с кожурой, и мы ушли.
Ташкент ему нравился.
- Юрка,- спросил он меня однажды,- что такое "булды"?
Я заинтересовался причиной вопроса.
- Понимаешь,- продолжил Володя,- внизу, во дворе
гостиницы под моим балконом стоял огромный котел.
Возле него хлопотало много, много узбеков.
Вдруг вышел еще один, видимо, самый главный узбек
и сказал "булды"! Все узбеки встрепенулись, кинулись
к котлу и утащили его...
- Что такое "булды"?
- "Хватит"- перевел я с узбекского.- Это значит,
что плов поспел.
После этого много раз Володя, считая, что дело
за кончено, весело отмечал это восклицанием: Булды!
Вообще он запоминал все поразительно быстро и
поразительно точно.
Володя очень любил, когда я рассказывал смешные
байки о моей работе художником в Азии, и часто
в присутствии своих многочисленных и разнообразных
друзей просил меня их повторять.
Истории забывались, кое-что в них я менял, кое-что
добавлял из других баек Честно говоря, я и сам
не помнил точно, как было на самом деле.
- Не так! - говорил Володя и с удивительно точным
акцентом и даже с моими интонациями рассказывал
"байку" идеально точно, только много лучше, чем
автор...
Самым тяжелым в тот приезд были ночи.
Володя почти не спал. Он много рассказывал, читал
свои стихи. Великолепные стихотворные повести
о своих путешествиях (где они?!). И пел!
Мне приходилось в Ташкенте рано вставать, надо
было пораньше ложиться, но это было невозможно.
Иногда я не выдерживал и уходил, а Володя оставался
с моей восторженно выдержавшей полумесячные ночные
бдения женой и друзьями и пел...
Боже! Как я ей теперь завидую...
Во второй приезд в Ташкент Володя выглядел очень
усталым... Это была предпоследняя встреча.
Но, слава богу, много.., очень много воспоминаний...
Наша дружба длилась почти двадцать лет.
В последний раз мы встретились у него дома в Москве.
Моя жена Таня, которую он очень любил и спас однажды
от смерти, я, Володя, и его мать Нина Максимовна,
смотрели по телевизору вторую серию "Место встречи
изменить нельзя".
Фильм Володе нравился.
Я завидовал режиссеру С. Говорухину, снявшему
этот фильм.
Потом был страшный телефонный звонок в Одессу...
Его никто не спас...
Георгий Юнгвальд-Хилькевич-
режиссёр фильмов
"Опасные гастроли","Внимание цунами", "Туфли с
золотыми пряжками" (ТВ)
Из книги ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Кинематографические
воспоминания 1989г
|