Как я познакомился с Высоцким?

Виктор Петрович ГРИЦЮК

Ему нужна была фотография на заграничный паспорт, а у нас могли сделать ее за несколько часов, и артист Театра на Таганке Вячеслав Спесивцев порекомендовал наше "ателье" - фотостудию издательства "Планета".
Фото: 00172
Со Спесивцевым мы подружились еще работая во Дворце пионеров в Текстильщиках: я был там главным художником, а он вел театр-студию. По отношению же к Володе я в друзья не лез, но при этом хорошо к нему относился.
Снявшись у нас, Высоцкий уехал во Францию, а по возвращении снова пришел, чтобы сфотографироваться для пластинки с военными песнями. Фотография, кажется, на конверт попала: он взял этот слайд.

(Виктор Петрович ошибается: его снимки были использованы "Мелодией" только на конвертах пластинок, выходивших после смерти Высоцкого. - Ред.)

В тот день я ждал его, ждал, не дождался и пошел обедать. Возвращаюсь в лабораторию - навстречу Володя.
И - удивительно! - мы вдруг бросились друг другу в объятия. Я испытал неловкость от такого порыва и, стремясь скрыть свои чувства за шуткой, немного приподнял Володю (он невысокого роста, я по сравнению с ним - большой)... Но внутреннее взаимное притяжение запомнил.
Уезжая во Францию, Володя обещал: "Я специально приеду рассказать, как там". Но ничего особенного не сообщил, принес какую-то банку или бутылочку пива - такую всю фирменную - и начал сниматься.
В это время зашел покурить (у меня помещение большое) пожилой лаборант. Он не знал, с кем я работаю, и стал делать замечания: "Ты как свет поставил?.. Видишь, у человека мужественное лицо, на актера похож". Начал вертеть голову Высоцкому: "Вот так надо, вот так..." А Володя говорит: "Подождите, я сейчас сделаю мужественное лицо". Что-то там побубнил, как бы входя в роль, - и сделал. Между тем, лаборант, поправив Володю, присел курить. Сидел - и вдруг у него румянец разлился по лицу: узнал.
Фото: 00153 00154 00155 00156
После съемки Высоцкий вывел меня на улицу (было тепло): "Ты должен взглянуть на машину". Открыл капот: "Посмотри!" Я посмотрел, но совершенно ничего не понял.
"Ну, тогда садись, увидишь, как она ходит". Я забрался в автомобиль. Он показал, как автоматически открываются окна, двери... Потом мы выехали на прямую линию по мосту у Парка культуры. Там Володя "притопил" газ, и машина фантастически быстро набрала скорость... Пожалуй, это была голубоватая "БМВ", не "Мерседес": такого слова я бы не забыл.
Все это происходило в 1974 году, в 1975-м я уже ушел из "Планеты".
В другой раз он меня куда-то "подбрасывал", ехали в районе площади Ногина. За рулем были какие-то ребята, а Володя читал письма, открытки поклонников. И вдруг говорит мне: "Отчего ты никогда не попросишь билеты в театр?" Я отвечаю: "Знаешь, мне бы не хотелось переводить наши отношения в традиционное русло. Когда нужно в театр - у меня есть друг Спесивцев, он достанет билеты, если что". "Ну, - говорит, - ладно... Нет, я бы мог достать. Ты же знаешь, каким людям приходится делать. Тебе-то я мог бы..."
Но я по молодости постеснялся просить.
Кстати, когда Спесивцев в очередной раз "сделал" нам с женой билеты, произошел забавный случай. Мы сидели в 6-7 ряду в центре зала. Закончился спектакль, актеры вышли на поклоны. Володя увидел меня и помахал рукой. Я не стал отвечать, потому что все зрители тут же обернулись посмотреть, кого приветствовал Высоцкий. А жена была переполнена гордостью и оглядывала всех с гордо поднятой головой.
Она, кстати, как-то раз опозорила меня перед Володей, заставив его подписать фотографию. Ну как это!.. До того я чувствовал - мы вроде на равных, и вдруг всё сдвинулось.
Мы жили тогда в коммуналке, а жена очень стеснялась этого. Поэтому когда я сказал, что жду Высоцкого в гости (был у нас с ним такой разговор), она пришла в ужас: "Ты с ума сошел! Куда вести такого человека! Не смей! Если приведешь его, я уйду"...
Один раз Высоцкий привез в "Планету" свою черную гитару (была такая дурацкая гитара, чуть ли не масляной краской выкрашенная). Обещал что-нибудь спеть. Собрался весь наш фотоотдел, человек 7-8. Володя положил гитару и на минуту вышел. А я ее взял (я на семиструнной играю... то есть как играю - ни голоса, ничего нет), и начал что-то напевать. Внезапно Володя возвращается: "Что? Ну-ка, ну-ка! Я не слышал этой песни, напой мне!" Тут все нас окружили... Я сгорел... Представляете?! Кому! Все равно, что пытаться наиграть Чайковскому... Голос сломался... но я допел... весь мокрый... отдал гитару... И песня какая-то дурацкая... Очень неловкая ситуация.
Это было, очевидно, в октябре 1974 г.
А как-то раз Володя приехал, но меня не было. И его снимал наш заведующий фотослужбой Юрий Иванович Савенков. Тот фотографировал не очень хорошо, но имел отличную аппаратуру. Снимал Высоцкого в разных позах: стоящего, с гитарой...
И также в мое отсутствие Володю снимал Женя Савалов - потащил его на смотровую площадку в Ленинские горы.
...Однажды я поделился с Володей проблемами, возникшими у меня с начальством в издательстве - я слишком независимо себя вел, и надо было оттуда уходить. Он сказал: "Знаешь что? Иди к нам в театр фотографом работать. Я помогу устроиться". У них в то время на этой должности был не Стернин, а другой человек.
Тогда я как раз делал материал о Золотухине для журнала "Молодой коммунист" в связи с присуждением премии Ленинского комсомола. Бродил по театру, и за кулисами побывал. Там меня поразило: выходит актер с бородой, как Володя, в кожаной куртке, хрипло так прочищает горло... Потом выходит Хмельницкий - тоже в кожаной куртке и тоже прохрипел: "Кхэ-кхэ..." Я удивился: надо же, весь театр - Высоцкие! Спрашиваю в следующий Володин приезд: "Ты знаешь, что они всё у тебя поперли? Они хрипят. Они носят такие же куртки. Ты не боишься, что они тебя растащат?"
А он похлопал меня по плечу и говорит: "Не переживай! Придумаем что-нибудь новое!" Я запомнил это. И когда теперь меня дочка просит: "Не показывай эти работы, не показывай те...", я отвечаю: "Дочь, мы что-нибудь новенькое придумаем!"

Записала Лариса СИМАКОВА

Для справки. Высоцкий вернулся из Франции к 13 июня. С 24 июня по 4 июля - гастроли Театра на Таганке в Набережных Челнах, потом - съемки "Бегства мистера Мак-Кинли" в Венгрии. В августе - съемки "Единственной дороги" в Ужгороде и Югославии, а с 3 сентября по 31 октября - гастроли в Вильнюсе, Риге, Ленинграде. - Л.С.

"Высоцкий: время, наследие, судьба" http://otblesk.com/vysotsky

 





Реклама
на irrkut.narod.ru
Закрыть [x]