Тульский
клуб Владимира Высоцкого стал лучшим памятником народному поэту
и актеру
Первый раз песню в исполнении Владимира Высоцкого "Товарищи
ученые" тринадцатилетний Владимир Щербаков услышал по "Голосу
Америки", в день смерти актера и поэта 25 июля 1980 года.
С тех пор началось его увлечение творчеством замечательного
поэта и актера.
А через восемь лет со своими единомышленниками он основал Клуб
по изучению и пропаганде творчества Владимира Семеновича Высоцкого.
Клубы поклонников творчества Владимира Высоцкого в перестроечные
годы были практически в каждом крупном городе Советского Союза.
Но сегодня большинство из них уже прекратили свое существование.
А тульскому клубу в феврале исполнится уже 15 лет.
Туляки объединились не просто для того, чтобы вместе слушать
песни Владимира Высоцкого, а попытаться собрать все, что связано
с творчеством поэта и актера, и донести это до людей.
Первое самиздатовское собрание сочинений Владимира Высоцкого
в Туле выпустил токарь одного из оборонных предприятий Вячеслав
Корноухов. У него была самая большая в городе коллекция магнитофонных
записей песен известного поэта - 12 сорокапятиминутных кассет.
Корноухов отпечатал тексты стихов на пишущей машинке, размножил
около двух десятков экземпляров и раздарил поклонникам творчества
поэта. Второе двухтомное издание в твердом переплете активисты
тульского клуба выпустили в 1989-1990 годах.
И, наконец, в местном издательстве "Тулица" вышел
пятитомник полного собрания сочинений Владимира Высоцкого, который
претендует на статус академического, потому что помимо произведений
поэта туда вошли комментарии, черновики и наброски. Этот некоммерческий
проект поддержал директор издательства Борис Тенцер - большой
поклонник творчества поэта.
По инициативе клуба в тульской областной библиотеке открыт второй
в России читальный зал Владимира Высоцкого. Раз в два года проходит
Тульский фестиваль исполнителей произведений Владимира Высоцкого.
Почему сохранился такой интерес к творчеству Владимира Высоцкого
в городе оружейников?
По мнению Владимира Щербакова, после того как ажиотаж вокруг
его имени сошел на нет, начался пробуждаться интерес к Высоцкому
как талантливому поэту.
Владимир Щербаков показал корреспонденту "НГ" свое
краеведческое исследование "Владимир Высоцкий и Тульский
край". В нем по крупицам собрано практически все, что как-то
связывало Высоцкого с Тулой.
Первый раз малоизвестный тогда еще тулякам актер Театра на Таганке
приехал в город оружейников на гастроли, где в спектакле "Добрый
человек из Сезуана" Бертольта Брехта Высоцкому досталась
незначительная роль. Спектакль проходил во Дворце культуры машзавода.
Как вспоминает актер Театра на Таганке Анатолий Васильев:
"Мы, которые потрясли весь мир, все такие "таганцы"
и прочее, поехали в Тулу и - провалились. Это был не скандал,
а просто провал. Мы вошли в зрительный зал все победителями
(Ю.П. Любимов сделал в спектакле так, что мы шли через зал)
и смотрим, мест что-то много пустых. Это было для нас просто
удивительно. У нас там, в Москве, нельзя взять билеты - убийство
за ними, и вдруг здесь - пустые места. А во втором антракте
пошли и увидели, что уже треть зрителей в зале осталась".
О сольных концертах Владимира Высоцкого в Туле до сих пор ничего
доподлинно не известно. Может быть, их и на самом деле не было.
Однако, по мнению Владимира Щербакова, ссылающегося на очевидцев,
поэт все же в 70-е годы выступал в кафе "Мир" на северной
окраине Тулы по приглашению Зареченского райкома комсомола.
В 1977 году Владимир Высоцкий приезжал навестить своего друга
- актера МХАТа Всеволода Абдулова, который попал в автомобильную
катастрофу под Ефремовом и оказался сначала в местной, а затем
в областной больнице.
В исследовании Владимира Щербакова есть и воспоминания фельдшера
санитарной авиации областной больницы Владимира Мартынова:
"В помещение поста санавиации вошел невысокий человек в
кожаной куртке, с распахнутым воротом рубашки и с порога поздоровался:
"Здравствуйте, я - Высоцкий". Признаюсь, я немного
растерялся. Сразу же про себя отметил, даже поразился, что такой
известный человек, а совершенно простой, обыкновенный, даже
немного стеснительный.
Короче, все слова сразу вылетели из головы, кроме официального:
"Чем могу помочь?" Владимир Семенович объяснил примерно
следующее: "Я приехал к своему другу, Всеволоду Абдулову,
но меня к нему не пропустили. Его мать звонила мне накануне
в Москву, советовала в случае неудачи обратиться к вам за помощью.
Я не знаю, куда идти".
Тогда я позвонил в приемное отделение: "Девчата, сейчас
к вам подойдет Владимир Высоцкий, его надо пропустить на 9-й
этаж". На другом конце провода раздался смешок: "Брось
шутить! Что Высоцкому тут делать, он сейчас, наверное, во Франции".
(Удивительно, но факт: еще в первой половине сентября артист
действительно находился во Франции. - Прим. В.Щербакова.) Я
повторил: "Это правда, он сейчас у меня, и я его направляю
к вам". Мы вышли с Высоцким в коридор. Из большого окна
я показал ему дверь для посетителей, куда ему следовало идти.
Владимир Семенович внимательно выслушал меня, затем сказал:
"Спасибо, до свидания", - повернулся и направился
к выходу из нашего корпуса.
Весть о приезде Высоцкого мгновенно разнеслась по больнице,
и те врачи и медсестры, кто не был загружен работой, вышли посмотреть
на певца и артиста. Они ждали того, чьи песни знали и любили.
Владимир Высоцкий вышел из административного корпуса и через
площадь быстро пошел к эстакаде. Из окна я видел, как он, улыбаясь,
прошел мимо своих поклонников, кивая головой, и, что-то говоря
им, вошел в приемное отделение".
Тула упоминается Владимиром Высоцким и в его произведениях.
В песне "Летела жизнь" (1978) есть строчки:
...Живу везде - сейчас, к примеру, в Туле.
Живу и не считаю ни потерь, ни барышей...
А по воспоминаниям двоюродного брата Владимира Высоцкого Павла
Леонидова, вышедшим в 1983 году в Нью-Йорке, Володя Высоцкий
как-то выразительно сказал, скривив лицо: "Я в жизни видел
множество русских городов. Сколько-то - американских, несколько
европейских. Вашингтон и Москва - провинция, Бостон и Рим -
провинция, а Париж - провинция хуже Тулы!"
Сергей Мигалин
Тула
http://ng.ru/style/2003-02-03/16_tula.html