Летом 1968 года Высоцкий был занят на сьёмках худ фильма "Хозяин тайги" по повести Б Можаева "Власть тайги". Предлагаем вашему вниманию фрагменты нескольких публикаций об этом фильме



"ХОЗЯИН ТАЙГИ"
Репортаж со съемочной площадки


За камерой Владимир Васильевич Николаев. Показывая на леса, он коротко что-то объясняет осветителям. Голос его звучит приглушенно:
"Чуть левее. Еще. Теперь десятку. Хорошо". Ему не приходится тратить лишних слов, ребята понимают оператора с полуслова - наверное не первую картину вместе.
На столе сиротливо пока примостилась хлопушка. На ней надпись "Хозяин тайги". А вот и постановщик фильма режиссер Владимир Назаров. Вместе с исполнителем главной роли В.Золотухиным они разрабатывают очередную мизансцену.
- Хозяин тайги - это герой нашего фильма, участковый уполномоченный Сережкин,- рассказывает Назаров.
- Его участок, как сказано в сценарии Бориса Можаева. трудно измерить таежными километрами, трудно определить границы его владений. Я не решаюсь пока сформулировать конкретную форму жанра нашей картины, естественно, в процессе работы над ней трансформируются до некоторой степени и сюжетная линия литературного источника и образы. Так, например, в начале центральная роль была написана в расчете на актера зрелого возраста, а снимается у нас сейчас в роли Сережкина молодой актер театра на Таганке Валерий Золотухин. Сюжет картины насыщен элементами детектива, причем часть сцен мы предполагаем решить в комедийном ключе.
С Валерием Золотухиным нас связывает предыдущий фильм "Пакет", где он также снимался в главной роли.
У нас подобрался очень интересный актерский ансамбль. Владимиру Высоцкому из того же театра предстоит работа над отрицательной ролью. Он будет играть Рябого, бригадира сплавщиков, который совершает крупную кражу

[В повести Б. Можаева кражу действительно совершал Рябой, вероятно, так было первоначально и в сценарии. Зрители фильма, видимо, помнят, что в окончательном варианте роли в 'преступной группе" распределились по-иному: кражу совершил завмаг, а Рябой был свндетелом этого и шантажировал вора.].

То, что мы пригласили на эту роль актера романтического плана, уверен, обеспечит наиболее многогранную, не однозначную трактовку образа.
В сценарии мало женских ролей. В главной из них снимается актриса Лионелла Пырьева. Ей предстоит создать образ Нюрки, чрезвычайно сложный образ человека растерявшегося, в решительную минуту выбирающего между добром и злом.
(...)
Во время перерыва говорим с Валерием Золотухиным. Зрителям он знаком по спектаклям "Добрый человек из Сезуана", "Послушайте!", "Жизнь Галилея" и другим.
- С большим удовольствием я принял приглашение сниматься в фильме "Хозяин тайги",- говорит Валерий
- И на это есть много причин. Во-первых, потому что мне уже приходилось работать с Владимиром Александровичем Назаровым. Под его руководством я сделал свои первые шаги в кино. Работать с ним легко. Кроме того, меня сразу же привлек литературный материал сценария. В нашем театре есть очень интересная пьеса Бориса Можаева "Из жизни Федора Кузькина"

[Таганский спектакль "Живой" по произведениям Б Можаеиа имеет очень сложную сценическую судьбу В период, о котором идет речь, в театре действительно шли репетиции, однако ни в 1968 году, ни позднее спектакль не прорвался к зрителю. Он неоднократно был запрещен комиссиями Министерства культуры
Высоцкий, в частности, к 8-летию Таганки спел:

"Кузькин Федя сам не свой
Дважды непропущенный
Мне приснился чуть живой..."

Следует напомнить, что, отвечая на вопросы внутрнтеатраль-ной анкеты в 1970 году, Высоцкий назвал своим любимым спектаклем именно "Живой".].


- И, наконец, нельзя не радоваться, когда приходится работать с хорошим партнером. В данном случае я имею в виду Владимира Высоцкого...
Считанные дни остались до отъезда съемочной группы в далекую экспедицию. Доброго пути вам, товарищи! И больших удач!

Н.Иванов. "Советский фильм" 18 июля 1968 г.




Рождается фильм
"ХОЗЯИН ТАЙГИ"

Цветной художественный фильм.
Сценарий Б.Можаева.
Гл.режиссер - В.А.Назаров.
Оператор - В.С.Николаев.
В ролях:
Сережкин - В.Золотухин.
Рябой - В.Высоцкий.
Нюшка - Л.Пырьева.
Варлашкин - Э.Бредун.
Ипатов - М.Кокшенов



Позади полтора месяца работы "на натуре", в тайге, в 280 километрах от Дивногорска. Для актеров стала привычной роба сплавщиков. Все устали и хочется в Москву. Но работа над фильмом продолжается и сейчас.
Рано утром, когда автобус вез нас к месту съемки, над Маной неподвижно, ровным строем висели облака, как белые парашюты. И даже операторы, которых ничем не удивишь, ахнули: "Вот это кадр!".
...В таежной деревне, у реки, по которой сплавляют лес, живет милиционер Сережкин. Как добрый хозяин, знает он каждого человека, каждую тропинку в тайге. Внешне ничем не примечателен, невысокий, чуть сутуловатый, с пухлыми, почти детскими губами под темной строчкой усов, он просто симпатичен с первого взгляда. Но, видно, что-то большее разглядели в нем люди, если в ночь-заполночь приходят к нему за помощью.
Так и в этот раз. В поселке сплавщиков обокрали магазин. Подозрение пало на одного из сплавщиков - Ипатова.
И именно с этого момента начинается рассказ о втором "хозяине", бригадире Рябом. Это он ограбил магазин, но никто этого не видел, и прямых улик против него не было.
Рябой - власть здесь, в бригаде. Он умен, Рябой, он хитер. Все сплавщики поодиночке узнали жестокость его кулаков, и они боятся Рябого. Он - хозяин. Пока хозяин.
Победить Рябого не легко. Для этого нужна сила. Сила характера, правоты, справедливости. И именно за это ненавидит Рябой Сережкина и боится его.
Оба "хозяина" в фильме поют. Напевает старую русскую песню Сережкин. Каждый может подпеть ему. Так же просто, негромко, задумчиво. И песня сблизит, сроднит.
Поет Рябой, умно, зло, здорово (песни написал и исполняет сам Высоцкий). Но другим петь с ним почти невозможно. Ему не нужны друзья даже в песне. Он чувствует свою власть, свое жестокое превосходство.
Внешне фильм - детектив. Есть в нем и выстрелы, и погони, но не это главное. Раздумье о подлинной красоте и авторитете человека - вот основная идея.
Работа над фильмом идет ежедневная, напряженная. В шесть часов утра отходит от гостиницы голубой мосфильмовский автобус.
Не хватает времени и погода плохая, небо опять затянуло облаками. И сколько ни смотри на него с ожиданием, со злостью, с мольбой - не поможет. Солнца нет. Поэтому не может быть и съемки.
А Мана и сейчас очень хороша. Скала, у подножия которой идут репетиции и съемки, уди вительно красивая и яркая от разноцветных пятен мха.

Голос Владимира Александровича Назарова: "Сегодня снимаем сцену драки на заломе".
Длинный язык беспорядочно сцепившихся и торчащих из воды бревен пересекает реку. Это и есть залом.
Они стоят тесным кружком - режиссер и актеры и анализируют эпизод, курят и спорят.
"Мне это интересно. Мне драка нужна. Понял? Он моя правая рука - Варлашкин. Никто за него не заступится. Я два года вас всех в кулаке держу. Все вы мной связаны. Пока вам милиционер не помог. Понял, нет?" - говорит, вернее почти кричит Рябой - Высоцкий.
Ему доказывают: "Это не должно быть простой дракой. Это издевка. Он сильнее тебя физически, а ты его спокойно раза два ногой в воду столкни и почти ласково: "Успокоился? А теперь иди работай". Это же сильнее".
"Массовка", устроившаяся в ожидании съемки на камнях, пересмеивается. "Может, нам попробовать? Может, у нас лучше выйдет?" Притихли ребятишки-зрители.
Лениво растянулся на бревне Варлашкин. Медленно подходит к нему Рябой. С берега не слышно, о чем они говорят на заломе, и поэтому еще неожиданнее удар Рябого. Варлашкин с шумом падает в воду. И спокойно, с жесткой усмешкой на лице наклоняется над ним бригадир.
В фильме это займет одну-две минуты, а сейчас - первый дубль, второй, четвертый...
Костюмеры держат наготове сухую одежду. Чаще посматривают на небо операторы. В облаках появились голубые окошки и, кажется, скоро можно будет снимать.
Действительно, брызнуло солнце, такое долгожданное и ненадежное, и хриплый голос мегафона подхватывается эхом: "Съемка! Начинаем съемку! Актеры, по местам. Быстрее, товарищи. Солнце может уйти!"
- Внимание! Мотор!!
Вспыхивают "юпитеры". Тихо стрекочет кинокамера.
И опять медленно подходит к Варлашкину Рябой.
Сцена закончена.
Отснято около десяти тысяч метров пленки. Из них на экран выйдет меньше тысячи.
Через две недели киноэкспедиция вернется в Москву, и начнутся съемки в павильонах Мосфильма. И снова бесконечные репетиции, споры, дубли.
рождается новый фильм.

В.Соловьева.
"Красноярский комсомолец" 1 сентября 1968 г.



Снимается новый фильм о милиции
"ХОЗЯИН ТАЙГИ"


Так называется новый цветной художественный фильм, съемки которого в настоящее время в Красноярском крае ведут работники киностудии "Мосфильм".
Село Выезжий Лог Майского района, р.Мана, - место непосредственных действий героев фильма.
Это фильм о большой и ответственной работе сотрудника советской милиции. Автор сценария Б.Можаев, режиссер-постановщик В.Назаров, художник С.Ушаков. Снимает кинокартину заслуженный деятель искусств Владимир Васильевич Николаев.

В образе участкового уполномоченного авторы фильма покажут типичные черты, присущие волевому и мужественному сотруднику милиции, стоящему на страже социалистической законности в трудных условиях сибирской тайги. Это человек, который не раз смотрел смерти в глаза, не раз вступал в единоборство с преступным элементом, но всегда выходил победителем благодаря своим высоким деловым, моральным и политическим качествам.
На сплаве леса работают люди разных характеров и взглядов на жизнь. Есть среди них и такие, что стремятся поменьше дать государству и побольше урвать от него. Человеку в синей форме надо быть начеку.
Вот в таких сложных условиях и приходится работать герою фильма - участковому уполномоченному старшине милиции Сережкину, роль которого исполняет молодой артист Московского театра драмы и комедии Валерий Золотухин.
Роль бригадира сплавщиков - Рябого исполняет Владимир Высоцкий,
Конюха Лубникова, народного дружинника - Леонид Александрович Кмит, создатель образа Петьки в кинокартине "Чапаев";
Нюры, знакомой Рябого - Леонелла Пырьева-Скирда, которую кинозритель помнит по кинокартинам "Свет далекой звезды", "Вольный ветер";
Вора создает на экране Д.Масанов.
В фильме заняты киноартисты Э.Бредун, И.Косых, П.Ширинфенов, М.Кокшенов и другие.
В середине сентября с.г. основные съемки фильма будут закончены в Устье Маны, под Дивногорском.
В I квартале 1969 года кинофильм "Хозяин тайги" выйдет на экраны страны.
Консультант кинокартины
"Хозяин тайги" майор милиции В.Шестерня.


"На службе народу" [Орган краевого УВД.} (Красноярск) 5 сентября 1968 г.

 


Снимается новый фильм
"ХОЗЯИН ТАЙГИ"

 

Дивногорск кинематографисты открыли уже давно, когда был город еще только деревянным, пахнущим смолой. Один за другим на экран выходили фильмы "Неотправленное письмо", "Люди на мосту", "На диком бреге", а совсем недавно "Непоседы", в которых мы узнавали знакомые места: стройку, город и его окрестности.(...)
И вот снова в наших краях гостит съемочная группа - мосфильмовцы работают "на натуре", которая нужна для будущей кинокартины "Хозяин тайги".(...)
...Двое бежали по тайге в гору. Один убегал другой - преследовал. Уставшие, взобрались они на вершину, с которой открылся удивительный пейзаж.
- Стоп! - крикнул режиссер. - Будем снимать!
И тут солнце ушло в тучу. Началась та унылая полоса пасмурных, дождливых дней, к которой и мы, дивногорцы, никак не привыкнем. Можете себе представить во сколько раз тягостнее она для группы "Хозяина тайги", чем для нас. Ведь день без солнца - простой. Пропадает дорогое время, а постановщикам нужно лето;
героям фильма еще купаться надо в реке.
Зато благодаря ненастью мы познакомились с Владимиром Александровичем Назаровым, попросили его рассказать о фильме, об актерах и о самом себе.
- Зрителей, конечно, не волнуют те трудности, которые приходится преодолевать, начиная с выбора сценария и кончая выходом картины на экран. Был бы интересным фильм. Нам очень хочется, чтобы наш труд увенчался успехом. То, над чем мы каждодневно думаем и бьемся, не просто съемки. Сценарий молодого писателя Бориса Можаева как бы костяк будущей картины, а детали, новое решение некоторых эпизодов, новый поворот темы нам подсказывают люди, с которыми мы сейчас вместе работаем, - сплавщики, жители Выезжего Лога.
(...)
- Самое увлекательное в нашей работе - поиск детелей [так в тексте ], образов, порой незначительных штрихов, чтобы вдруг как под рентгеном высветился характер. Наш Сережкин не комик, он не будет выкидывать цирковые трюки, но мы постараемся, чтобы его поступки вызывали у зрителей улыбку взаимопонимания. Юмор порой не в том, что очень смешно, а в том, что точно найдено в образе от жизни. Главную роль, милиционера Сережкина, исполняет актер Московского театра драмы и комедии на Таганке Валерий Золотухин. Мы сдружились с ним при съемках телевизионного фильма "Пакет" по повести Пантелеева. Валерий - тонкий актер, который рисует любой образ не масляными красками, а нежной акварелью, невольно вызывая симпатию. И в нашей новой кинокартине он работает активно, энергично, и, на мой взгляд, неплохо справляется с ролью.
Его антиподом в фильме будет Рябой, роль которого поручена актеру этого же театра Владимиру Высоцкому, обладающему интересным романтическим почерком. Правда, в роли бригадира Рябого настоящей романтики мало. Рябой - хам, давила, кулаком утверждающий свой авторитет в бригаде сплавщиков. Это из его лексикона слова "закон - тайга", и только себя он считает хозяином ее. Но хозяин все-таки не он...
- Определить жанр фильма нелегко. Это не комедия, как мы ее обычно понимаем, и не серьезное повествование, а скорее озорной детектив с легкой усмешкой над героями, подтруниванием, доброй улыбкой. В картине есть и еще один герой - тайга. Сибирь - прекрасный край, и ее трудно показать в кино такой же красивой и могучей, как в жизни. Но мы очень стараемся, большие надежды возлагая на мастерство главного оператора В.Николаева, снявшего фильмы "Борис Годунов", "Баллада о солдате", "Председатель", "Еще раз про любовь", "Если дорог тебе твой дом" и другие.
В роли Нюрки снимается Леонелла Пырьева, а в остальных ролях - Эдуард Бредун, Леонид Кмит, Дмитрий Масанов, Михаил Кокшенов, Иван Косых и другие. Все они играют характеры, которые нельзя обозначить одним словом, потому что они не ходячие морали, а живые люди.
Кроме того, над фильмом работают художники С.Ушаков, И.Шретер и звукооператор Е.Федоров.
- Очень помешала непогода. Актерам пора возвращаться в театры к началу осеннего сезона. Многие замыслы попытаемся реализовать в павильонных съемках. Свою работу мы должны закончить в ноябре, у нас очень жесткий план. Нас здорово выручают сплавщики, выполняют любую просьбу с энтузиазмом. А как они работают! Красиво, слаженно, играючи, любо-дорого посмотреть. Большое им спасибо!
Наш разговор с Владимиром Александровичем шел обо всем, и только о себе он говорил неохотно. Однако мы знаем, что фильм "Пакет" на третьем Международном телефестивале в Праге получил Главный приз
Прощаясь с ним, мы пожелали съемочной группе, чтобы утром выглянуло солнце.
И солнышко выглянуло. К гостинице подкатил автобус. Операторы, актеры - все уехали на съемку, как на праздник. Время торопит не только строителей.
А мы будем ждать премьеру нового фильма "Хозяин тайги" в Дивногорске.


В.Луговская,
А-Семенова. "Огни Енисея" (Дивногорск) 17 сентября 1968 г.

 


БУДНИ СЕРЕЖКИНА


Картину "Хозяин тайги" еще не оценила ни одна комиссия, но группа показывала 'черновой вариант" работникам милиции. Это фильм о повседневном труде участкового уполномоченного таежного района, о нескольких обыкновенных днях его работы - работы сложной и подчас неблагодарной.(...)
- Мы работали в красноярских деревнях Выезжий Лог и Усть-Мана,- рассказывает постановщик фильма В.Назаров,- сотрудничали со сплавщиками реки Мана, охотниками, жителями окрестных деревень. Мы сдружились с сибиряками, прониклись глубоким уважением к их спокойному, несуетливому, "устойчивому" трудовому быту. Нам полюбились крепкие просторные жилища, которые даже неудобно называть избами. Постройки из свежих некрашенных бревен, могучие сеновалы, духовитые бани - все это обыденность тех деревень, в которых мы жили. И почти нет замков. Они висят без дела, ключи от них давно потеряны. Недаром же Сережкин с горечью говорит, обнаружив, что обворован сельский магазин:
- Вещички-то я найду... Как теперь людям в глаза смотреть'' Они же теперь замки покупать начнут... Тьфу, срамота!.. Доверие оскорблено...
Исполнение роли старшины Сережкина молодым артистом Валерием Золотухиным напрочь отвергает какие-либо аналогии с ролями шерифов из вестернов. Восхищение трюками и умело подаными качествами сверхчеловека кладет неуловимый барьер между "идеалом" и зрителем. Сережкин же в исполнении Золотухина - свой человек, его соединяют с нами родственные корни. Его образ народен. Он плоть от плоти тех самых трудолюбивых, "устойчивых" сибиряков.
Для него не понадобилось сочинять специальной кинопесни - ему свойственна народная, как свойственна народная речь.
Противником Сережкина в фильме становится Рябой. Артист Владимир Высоцкий, рисуя его, пользуется резкими, беспощадными красками. И вместе с тем характер этого стяжателя не уловишь сразу. Вначале демогагическая [так в тексте.] красивость его речей отдает только пошлостью. Развивая роль, артист обнажает в Рябом врага тех человеческих основ, которые оберегает Сережкин.
Такими увидели первые зрители главных героев фильма. Так восприняли они героику будней Сережкина.(...)


К. Светлова
"Советский фильм" 19 декабря 1968


Мы хотим несколько расширить рамки нашей рубрики и предлагать вашему вниманию не только статьи и заметки, опубликованные при жизни В.С.Высоцкого, но и воспоминания о нем. увидевшие свет в периферийных изданиях и потому малодоступные для широкой аудитории любителей его творчества. Два таких материала мы решили поместить в этом выпуске. Выше мы имели возможность прочесть заметку о фильме "Хозяин тайги" консультанта кинокартины В.Шестерни. Члены красноярского клуба любителей В.Высоцкого "Клич" под руководством В.А.Шурховецкой разыскали его и взяли интервью, с которым мы имеем возможность сейчас ознакомиться


ГОД В МОЕЙ ЖИЗНИ


(...)
Предлагаем вашему вниманию фрагмент беседы В.А.Шурховецкой с консультантом фильма "Хозяин тайги", работником УВД края Владимиром Сафоновичем Шестерней.

- Как консультант я должен был помочь административной группе 'Мосфильма" выбрать место для съемок. Ознакомившись со сценарием, я понял, что лучше места, чем окрестности нашей красавицы-Маны, не найти В середине июля 1968 года вместе с режиссером В.Назаровым, оператором В.Николаевым, художником С.Ушаковым мы доехали сначала до села Шалинское, затем до Орешного, а оттуда в Выезжий Лог. Директор фильма А.Стефанский утвердил выбранное нами место, и вскоре начался заезд съемочной группы, доставка техники и оборудования.
- Как произошла ваша первая встреча с Высоцким?
- Начались натурные съемки лесосплава. Во время одной из них пошел дождь - съемку отменили, и все забрались в автобус. И вот вижу заходит Владимир Высоцкий в костюме бригадира сплавщиков Рябого. Гитара лежала в автобусе, он ее взял, начал что-то наигрывать. Так я впервые услышал живого Висоцкого
Я консультировал все действия Сережкина и Рябого. А вечерами был отдых. Высоцкий много пел Мы собирались в поселке, так как в городке, где разместилась съемочная группа. не было света. Слух о Высоцком разнесся по всем леспромхозам, и в Выезжий Лог стали собираться люди из поселков, расположенных от нас за десять-пятнадцать километров. Приходили послушать Высоцкого. Приглашали Владимира Семеновича и других актеров к себе. Выступления проходили в сельских клубах Причем бескорыстно, никаких билетов не продавалось С Высоцким ездили Золотухин, мосфильмовский шофер Усов, исполнявший чечетку на руках. Атмосфера таких встреч всегда была доброжелательной .
Помню, когда Золотухин разучивал песню "Ой, мороз, мороз...", Высоцкий предложил спеть ее иначе, ближе к ткани фильма. Режиссеру этот вариант понравился, и в таком виде песня вошла в фильм. А вечерами мы трое -Высоцкий. Золотухин и я - устраивались на крылечке дома, где жили Валерий и Владимир. и пели полюбившуюся песню.

"Красноярский комсомолец" ( Красноярск)
17 июля 1990 г.




ТАКИМ ЗАПОМНИЛСЯ ВЫСОЦКИЙ

 

"Выступления проходили в сельских клубах..." - вспоминает В.С.Шестерня. Предлагаем вашему вниманию воспоминания об одном из таких выступлений.
(...)
Есть в Красноярском крае красивая река Мана, 300 километров несет она свои плавные воды и впадает в могучий своенравный Енисей. На месте слияния этих рек стоит поселок сплавщиков Усть Мана. По реке ежегодно проходил сплав леса. Места суровые, красивые, неописуемые. Они-то и привлекли внимание столич ных киностудий - "Мосфильма" и студии детских и юношеских фильмов имени Горького, которые в августе 1968 года снимали здесь одновременно два фильма: "Хозяин тайги" и "Мой папа капитан".
В то время я работала в поселке заведующей клубом. Поселок этот расположен в 10 километрах от Дивногорска, в 30 километрах от Красноярска. Однажды автобус с надписью "Мосфильм" остановился около клуба и группа киноартистов зашла в клуб Так я познакомилась со многими актерами, в числе которых был Володя Высоцкий. Человеческая простота, неподкупность, высокая эрудиция сочетались в нем. На мое предложение выступить с концертом перед рабочими-сплавщиками он дал согласие. К нам приехали сплавщики с других участков за 70 километров. Зал был переполнен до отказа. Всем хотелось услышать уже тогда известного исполнителя.
Долго гремели аплодисменты, люди стоя приветствовали появление Высоцкого на сцене. Двери клуба были настежь открыты, прохладой тянуло с реки, и лились его песни, грустные, задорные, над дивными горами, потонувшими во мраке вечера, над притихшей и казавшейся уснувшей Маной. А он пел и пел. Много пел по заявкам, и далеко за полночь окончился концерт. Пел он пять часов и, наверное, готов был петь до утра, но утро было трудовое, оно звало рабочих на сплав. Долго мы вспоминали этот песенный вечер и замечательного исполнителя, его, Володю Высоцкого.


К. Родионова
ветеран труди. г.Арзамас "Ленинская смена" (Горький) 16 августа 1986г.
Вагант N9 1990г

О сьёмках фильма "Хозяин тайги" вспоминает В.Золотухин

 





Реклама
на irrkut.narod.ru
Закрыть [x]