"Театр миниатюр был организован в 1960 году [в действительности
открыт в сентябре 1959 года], и это был тот редкий случай, когда
сценический коллектив создан писателем-сатириком В. Поляковым.
Примерно год здесь работал В. Высоцкий".
. Антонова
Т. "Эрмитаж" в Каретном ряду,- "Московская правда",
9 января 1988 года.
Год - это явная натяжка. На самом деле Владимир Высоцкий работал
в Театре миниатюр чуть больше месяца. Заполнить очередной пробел
в творческой биографии Владимира Высоцкого нам помогли: Зиновий
Высоковский...- "Человек, [который] на подмостках добивается
права читать в финале 1-го акта своего спектакля стихи Владимира
Высоцкого [речь идет о моноспектакле 3. Высоковского "Пятая
сторона света" в Театре эстрады] не только по праву личного
знакомства с поэтом, не потому, что служил с ним вместе в Театре
миниатюр, не из-за капризов переменчивой моды - но по велению
души..."
Ш в ы
д к о и М. Пятая сторона смеха.- "Театр", 1986, №11.
...- и Тамара Витченко,- которая в описываемый период работала
в Театре миниатюр. [Она и ее муж - заслуженный артист РСФСР,
актер театра имени Станиславского В. А. Анисько были дружны
с Владимиром Высоцким.]
"Познакомились мы в театральных мастерских на улице Горького.
Там было общежитие театра - прямо во дворе за Театром Станиславского.
Собиралось много интересных людей: там жил Женя Урбанский, Ольга
Бган, Юра Гребенщиков. Юрий Никулин приходил и многие другие.
Там был репетиционный зад, где мы общались, пели, танцевали.
Очень удобно. И всегда была дружеская атмосфера.
Потом мы переехали на Смоленскую набережную, в новое общежитие
театра. Володя часто навещал нас и всегда приносил розы - в
любое время года. Порой доходило до смешного: однажды он приехал
- тоже с розами,- но ему нечем было расплатиться за такси, и
Володя отдал таксисту свой шарф...
...И вот как-то осенью он пришел ко мне в театр (а мы тогда
работали на летней площадке сада "Эрмитаж"),
вид у него был сильно удрученный. Я его спрашиваю: "Вовка,
у тебя что-то случилось?" (Я тогда еще не знала, что у
него в театре неприятности). А он отвечает: "Ты понимаешь,
Тамара, работы нет. И пока не предвидится". И тут я ему
предложила: "Володя, а если я поговорю с Поляковым? - А
я тогда была вроде как ведущая актриса.- Может, что-нибудь удастся
сделать?" - "Поговори,- отвечает и добавил; Чувствую,
что в вашем театре я бы смог работать".
Я пошла к Полякову и говорю; "Владимир Соломонович, как
бы так сделать, чтобы Володя Высоцкий у нас работал?" Поляков
сказал, что он подумает. Но штаты в театре были заполнены, и
он не хотел Володю брать. И длилось это долго. А я постоянно
об этом напоминала, говорила и Полякову, и девушкам нашим, и
ребятам - Володе Ширяеву, Зиновию Высо-коискому. Очень поддержал
эту инициативу Саша Кузнецов - он тогда был в худсовете. И они
все время надоедали Полякову".
"Наконец Владимир Соломонович сдался. Он вызвал меня и
сказал: "Тамара, я его беру..." Так что сделано было
это общими усилиями - в одиночку я, конечно, вряд ли бы чего
добилась /.../. Ему даже просмотра не устраивали - просто уже
знали, что есть такой актер - Высоцкий".
. Из
интервью Б. Акимова с актрисой Московского театра имени Станиславского
Тамарой Алексеевной Витченко. Москва, 30 января 1988 года.
"В конце 1961 года у Володи был такой период, что ему некуда
было деваться. У себя в театре Пушкина он в то время уже не
работал /.../. А мы тогда уже были знакомы - встречались в общежитии
на Трифоновке и в других компаниях. И когда возникла идея попробовать
устроить Володю в наш театр, которым руководил В. С. Поляков,
то мы с Сашей Кузнецовым - поскольку мы тогда прочно занимали
свое место в театре - начали ходить к Полякову и уговаривать
его принять Высоцкого".
"В то время Володя был еще никто, но уже тогда я понимал,
что он - отдельный человек, что-то в нем всегда было, что-то...-
это точно. Были вещи, которых он никогда в жизни не принимал,
и уговорить его или переубедить было невозможно. "Это другой
резус крови",- говорил он. Вообще, он верил в "резус
крови", то есть в друзей, вообще в людей, у которых, как
он считал, был его "резус крови". Он тогда с этим
"резусом" очень носился.
Все мы были тогда молоды, весь театр Полякова был проникнут
духом студийности. Да и сам Владимир Поляков - человек удивительный,
и несправедливо, конечно, что это сейчас забыто. Там были тогда
очень интересные люди.
Короче говоря, в конце концов Володя был принят в театр, и мы
почти тут же отправились на гастроли по Уралу и Сибири. Это
было в феврале 1962 года, Тогда у нас в театре Андрей Тутышкин
ставил спектакль "О времена, о нравы!". И что-то Володя
у него играл на выходах. Репетировал он с Тутышкиным в Москве
и сам, по ходу, пока мы ехали, что-то готовил". /15/
Из интервью
Б. Акимова с заслуженным артистом РСФСР Зиновием Моисеевичем
Высоковским, актером Московского театра сатиры. Москва, 8 декабря
1987 года.