В августе 1961 года режиссер Ф. Филиппов начал снимать картину "Грешница".
Некоторыми изданиями в перечне киноработ Высоцкого указана и его роль в этом фильме, в частности: "Спутник кинозрителя", декабрь 1980 года; стенгазета "Менестрель", № 1/11, 1981; И. Рубанова. Буклет "Владимир Высоцкий", ВБПК, 1983 год; "Со ветский экран", № 3, 1988...
Не избежали ошибки и авторы данной повести в публикации журнала "Молодежная эстрада", 1987, № 5. В заблуждение ввели титры фильма, где фамилия Владимира Высоцкого указана "в эпизодах". Однако сомнение осталось - никто из нас не мог припомнить конкретного эпизода. Пришлось вновь обратиться в Госфильмофонд (пользуясь случаем, хотим поблагодарить его директора М. А. Строчкова, начальника отдела В. И. Босенко и искусствоведа С. В. Сковородникову за внимание и помощь, оказываемую нашим исследованиям). Выяснилось, что на экране Владимир Высоцкий не появляется.
Чтобы окончательно разъяснить это недоразумение, предлагаем вниманию читателей отрывок из интервью авторов с заслуженным деятелем искусств РСФСР, кинорежиссером Ф. И. Филипповым, состоявшегося 16 октября 1987 года на киностудии' "Мосфильм".
- Расскажите, пожалуйста, о вашей первой работе с Владимиром Высоцким.
- В 1961 году, в конце лета или начале осени, я снимал на "Мосфильме" картину "Грешница" [фильм вышел на экраны 3 сентября 1962 года]. Это был антирелигиозный фильм. В то время прокатилась целая волна таких картин, например, "Тучи над Борском" и другие.
Но все они имели один общий недостаток - в них ущемлялись чувства верующих. А "Грешница", наоборот, призывала верующих задуматься, образумиться (без всякого давления), порвать с сектой.
- Как вы обнаружили Высоцкого? Он сам пришел на пробы, или вы его пригласили?
- Нет, я тогда еще не был с ним знаком. Но по моему замыслу второй режиссер или ассистент искали подходящую кандидатуру. Я ведь на эту роль не только Высоцкого пробовал, но и других актеров. Мне понравился Высоцкий. Чувствовалось, что он очень талантливый человек. С ним было интересно работать, потому что он не только понимал, что от него требуется, и выполнял это, но и предлагал какую-то свою трактовку. И персонаж у него получался живой, самостоятельный.
- Пожалуйста, немного подробнее о фильме и конкретнее об эпизоде, где был занят Высоцкий.
- Сначала была опубликована повесть "Грешница", автор ее Николай Евдокимов. Я предложил ему написать сценарий, по которому в дальнейшем мы и снимали картину. Интересно то, что в книге эпизода, о котором идет речь, не было. Мы его уже в сценарий ввели. И оказалось - неудачно, он не отвечал общей задаче картины.
Там появляется такой персонаж - Пыртиков, инструктор райкома, который приезжает в колхоз разбираться с главной героиней. Роль была резкая, нахрапистая. И Высоцкий сумел сыграть такого человека - прямого, недалекого, мыслящего инструкциями и лозунгами. И по типажу он очень подошел для этой роди. Сцена подучилась драматическая, насыщенная. Но стилю картины эпизод не соответствовал, поскольку этим мы отрицательно влияли на чувства верующих, а к ним, наоборот, нужно было очень осторожно относиться. Получалось, что представитель райкома, вместо того чтобы разобраться, очень агрессивно с главной героиней разговаривает - выясняет, как она попала в секту и прочее.
Короче, мы вместе с И. Савиной, которая играла главную роль, и Высоцким пошли к редактору 2-го творческого объединения Шевкуненко. Долго советовались, взвешивая все "за" и "против", но в конце концов все же решили этот эпизод из картины убрать. Вододя огорчился, конечно, это была одна из первых его работ в кино, причем такая удачная. Да и нам было жалко. Но он все понял и согласился.
- А как получилось, что инструктор райкома трансформировался в корреспондента? И почему вообще эта роль упоминается в перечне его работ, хотя никто Высоцкого в картине видеть не мог?
- Вероятно, из-за титров, где "в эпизодах" указана его фамилия, это, видимо, по чьему-то недосмотру. А "корреспондент" получился так: я в свое время (поскольку фильм вызвал большой резонанс) много давал интервью - ив "Советском экране", помнится, и в других изданиях. Где-то упомянул и о Высоцком, но так как он в самом начале эпизода грозится пропечатать в газете фельетон, то я машинально назвал его корреспондентом. Отсюда, видимо, все и пошло...
Из воспоминаний кинорежиссёра Григория Григорьевича Никулина. Саратов обл. киноэкспедиция июль 1987 г





Реклама
на irrkut.narod.ru
Закрыть [x]
Свадьба в Костюмах адидас www.mercatos.net.